Учителей избавят от лишней бумажной работы

statics/images/arcticles/102019/16102019x8c7db857.jpg
Педагоги признаются, что нынешняя нагрузка на них запредельная, а рабочий день порой длится по 10-11 часов.
Фото с сайта arbuztoday.ru
Педагогов в России планируют разгрузить от излишней отчетности. Соответствующий законопроект разработала и внесла в Госдуму партия «Единая Россия». Депутаты этот документ обсудят на осенней сессии, а регионы тем временем представят свои отзывы и предложения. На Вологодчине их уже разрабатывают. Для этого по распоряжению губернатора создана специальная рабочая группа.

Нагрузка зашкаливает

Ольга Тимофеева 26 лет преподает иностранные языки в школе № 1 Грязовца. Сейчас у нее семь уроков в день (35 в неделю), 18 классов (300 учеников) плюс проверка тетрадей, заполнение электронного журнала, классное руководство, факультативы по субботам, подготовка детей к ЕГЭ, а также повышение собственной квалификации, включая курсы, тесты, вебинары и зачетные работы.
- Нагрузка огромная, трудовой день, бывает, длится по 10-11 часов, - делится Ольга Вячеславовна. - И, конечно, много времени отнимает бумажная работа. Особенно сложно приходится в сентябре, когда нужно сдать план воспитательной работы на год, таблицу внеклассной занятости детей, рабочие программы по предметам (английский и немецкий) и по факультативам на все классы, а также программы по индивидуальным занятиям с детьми-инвалидами. 
А еще мы постоянно собираем согласие родителей - то на медосмотр, то на прививки, то на «вне­урочку» детей, то на их участие во всероссийской школьной олимпиаде или в очередном тестировании. У меня этими бумагами завален весь стол, и все надо готовить очень быстро. Вот и получается, что работаем мы на износ, принимаем все близко к сердцу, живем на таблетках, а наши собственные дети растут тем временем сами по себе. И если бы с учителей сняли хоть часть бумажной рутины, было бы очень здорово.
- На огромный поток справок, запросов, отчетов и прочих документов сетуют многие работники школ и детских садов. Такие жалобы мне доводилось слышать в Вологде, Грязовце, Соколе, - говорит директор Регионального центра дополнительного образования детей Николай Колыгин.
Будучи доверенным лицом губернатора, он взял проблему на карандаш, а в августе озвучил ее на встрече с Олегом Кувшинниковым. Тогда общественник предложил освободить учителей от излишней бумажной волокиты, чтобы у них больше времени оставалось на свои предметы, работу с детьми и родителями, внеклассную деятельность. Глава региона эту инициативу поддержал, распорядившись создать в области специальную рабочую группу. Ее задача - подготовить конкретные предложения по оптимизации отчетности педагогов.

Вопросов больше, чем ответов

Первое заседание рабочей группы, куда вошли директора школ, эксперты и представители профсоюзов, на днях состоялось в Вологде. Все собравшиеся были согласны: с учителей давно пора снять непрофильные функции и административную бюрократическую работу. 
- Вместе со специалистами Вологодского института развития образования (ВИРО) мы определили список главных документов учителя. Их всего четыре. Это рабочая программа, поурочный план, электронные журнал и дневник. Примерно такой же список предложила «Единая Россия» и озвучила глава Минпросвещения РФ Ольга Васильева на общероссийском родительском собрании в Санкт-Петербурге, - отметил зампредседателя рабочей группы Николай Колыгин. 

К слову

На Вологодчине определили список главных документов учителя. Их всего четыре. Это рабочая программа, поурочный план, электронные журнал и дневник. От остальной бумажной отчетности педагогов планируется освободить.

Как подчеркнули участники встречи, есть обязательная отчетность, без которой не обойтись, а есть запросы многочисленных организаций, которые требуют от школ самую разную информацию. Среди них - ГИБДД, ОСВОД, прокуратура, МЧС, служба наркоконтроля, а еще устроители (в том числе частные) областных, межрегиональных и федеральных конкурсов, опросов, акций, мониторингов. Спрогнозировать эту нагрузку нельзя, говорят специалисты. Они подсчитали: только в минувшем июле во время отпусков в Вологодский институт развития образования поступило 319 писем. 
Загруженность учителей бумагами - проблема не только Вологодчины, но и всей страны. И в каждом регионе ее пытаются решить по-своему. К примеру, в московских школах есть специальный работник, отвечающий на электронные письма и запросы. По такому же пути пошел новый Центр образования имени Милютина в Череповце, рассказал его директор Антон Муромцев, подключившийся к коллегам по видео-конференц-связи. 
Впрочем, взять на работу штатного «отвечателя» может позволить себе далеко не каждая школа. К тому же без помощи классного руководителя, знающего своих подопечных «от» и «до» (персональные данные, медали, разряды), такому сотруднику не обойтись. Как и школьным управленцам (директору, завучам), на которых тоже ложится огромная бумажная нагрузка. Разгрузить педработников помогли бы специальные электронные базы данных, куда вносятся все сведения о детях. В перспективе создать такие большие и серьезные системы планируется на федеральном уровне. Ожидается, что в будущем на сайтах появятся также личные кабинеты учителей и учеников. Ну а пока что регионы сами дают предложения думским депутатам. 
Что касается рабочей группы на Вологодчине, то ее участники решили детально обсудить этот вопрос с педагогами за «круглым столом».

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: