У войны два лица

statics/images/arcticles/072025/02072025x0c7afad1.jpg
На презентации книги читали стихи, хором пели под гитару «Последний бой...»
Фото автора

В Вологде представили альманах с воспоминаниями детей войны

В форме иммерсивного спектакля (театрализованной постановки, в которой зрители становятся активными участниками действия) прошла в ВоГУ презентация книги «Великая Отечественная война в истории Вологодского государственного университета. Память, лица, судьбы». Ее издание стало совместным проектом ветеранской организации вуза, преподавателей и студентов исторического факультета.

Фронтовые судьбы

Альманах состоит из четырех разделов. Первый посвящен вкладу Вологодского педагогического института имени Молотова в разгром врага. Во второй, получивший название «Бессмертный полк», вошли фотографии и биографии фронтовиков из числа преподавателей и сотрудников вуза разных лет. Третий и четвертый разделы составили воспоминания тружеников тыла и детей войны.

По словам руководителя совета ветеранов ВоГУ Марины Поповой, основой для книги послужили материалы, ранее уже собранные энтузиастами из двух когда-то самостоятельных вузов - педагогического и политехнического институтов, где всегда трепетно относились к памяти воинов-земляков. В частности, еще к 45-летию Победы был подготовлен большой альбом, рассказывающий о фронтовых судьбах будущих преподавателей, профессоров и доцентов. Но самыми сложными в работе оказались два последних раздела с рассказами живых свидетелей военного лихолетья.

- Любые воспоминания, основанные на личном восприятии событий, всегда субъективны. К тому же они составляются спустя десятилетия, когда что-то забывается или смещается по времени. Поэтому все рассказы наших уважаемых ветеранов подкреплены подборками аналитических материалов, которые готовили студенты-историки, - подчеркнул научный редактор альманаха, доктор исторических наук Василий Саблин.

- У любой войны два лица: героическое и трагическое. В нашей кадуйской деревне в годы войны от голода и болезней погиб минимум один ребенок в каждой семье. Но даже при этом колхозники делились с фронтом последним, что у них было, - отметил доктор филологических наук Гурий Судаков.

Танцевали и плакали

Многие из попавших в альманах свидетельств невозможно читать без слез. Вот, например, какие воспоминания оставил Николай Петрович Антипов, бывший блокадник Ленинграда, встретивший войну аспирантом педагогического института имени Покровского:

«В конце ноября голод стал совершенно невыносим. В комнате по ночам скреблись не то мыши, не то крысы. И вот одному студенту пришла мысль их поймать. Приобрели ловушку, насадили малюсенький кусочек хлеба. Поймали одну, освежевали и сварили в консервной банке. Мясо показалось нам необычайно вкусным. На следующий день все обзавелись ловушками. Но крысу не даром считают хитрым зверьком, ни одна из них в ловушки уже не попала».

Николай Петрович попал в эвакуацию. Подлечившись и набрав вес, был призван в действующую армию, закончив войну на территории современной Польши.

О том, как встретили весть о Победе в Вологде, свидетельствуют воспоминания заслуженного работника высшей школы РФ Владилены Бриш:

«Было обычное утро 9 мая. Я открыла форточку, чтобы выпустить на улицу кошку, и увидела, что по улице возвращается дедушка, ушедший на работу к 8 утра. Он сказал, что всех отпустили домой, так как официально объявлен День Победы. Все поздравляли друг друга и плакали. Я хорошо это запомнила, так как во всех семьях погибли любимые и молодые сыновья. У бабушки с дедушкой - два сына, у дедушкиного двоюродного брата - сын Володя сгорел в танке, у тети Насти - сын погиб под Москвой... Вечером мы пошли провожать гостей и дошли до центра. На трибуне (там сейчас мемориал - Вечный огонь) играл военный оркестр. Под вальс люди танцевали и плакали...»

Максим Володин
 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: