Тюльпаны для Людмилы Гурченко

statics/images/arcticles/122019/11122019x76c2836d.jpg
Надежда Ефипова занимается великоустюгской росписью уже несколько десятков лет.
Фото автора
statics/images/arcticles/122019/11122019x7c620d51.jpg
Взрослые ученики Надежды Ефиповой сами становятся мастерами.
Ее изделия можно встретить в музеях Вологды, Москвы и Германии, а особый сундучок с тюльпанами долгое время хранился в личной коллекции актрисы Людмилы Гурченко. Таков «послужной список» народного мастера России Надежды Ефиповой, многое сделавшей для возрождения великоустюгской художественной росписи.

От цветов до кентавров

Уроженка деревни Морозовица, той самой, откуда, как считается, и пошел дедморозовский проект, она в пятилетнем возрасте вместе с родителями переехала в Великий Устюг. Говорит, что с первого класса разрисовывала на уроках различными узорами обложки тетрадей. За это ее постоянно ругали и педагоги, и родители, но тяга к рисованию не проходила.
После школы Надя мечтала поступить в подмосковное художественное училище, но по семейным обстоятельствам была вынуждена остаться в городе. Отучилась в местном профтехучилище на резчика по дереву и попала на фабрику «Великоустюгские узоры», где судьба свела ее с Татьяной Беляевой, которая одной из первых стала постигать подзабытые секреты старинной росписи.
- Главный элемент такой росписи - тюльпан. Но не траурных расцветок, а ярких, зачастую на золоченом фоне, - говорит Надежда Ефипова. - В XVI-XVII веках этот цветок был для Великого Устюга диковинным, здесь он прежде никогда не рос. Но по системе водных путей город вел активную торговлю с разными государствами. 
И, видимо, кто-то из местных купцов-мореходов привез в Устюг изображение тюльпана и его луковицы. 
В великоустюгской росписи выделяют несколько основных видов - сундучная, коробеечная, сложноорнаментальная, которую также называют узорочьем (практически весь фон занят на ней переплетающимися узорами). За прошедшие века, словно живой организм, 
роспись несколько раз эволюционировала. В разные периоды в моде были и очень далекие от классических тюльпанов «цветочные стебли», и насыщавшие сюжет изображения бегущего оленя, парящего орла или сказочного кентавра. С подачи эмальеров из соседнего Сольвычегодска тюльпаны прочно обосновались и на красочных усольских эмалях, но традиционной основой для росписи остаются деревянные сундучки, тарелки и берестяные туеса.
- С туесами мне особенно нравится работать, береста - материал мягкий, на нее акварель тоненько ложится, аккуратно. А вот для росписи по дереву чаще всего применяется гуашь или темпера, - поясняет Надежда Ефипова.

В память о подруге

В «Великоустюгских узорах» наша героиня проработала 16 лет. В лихие 90-е был некоторый перерыв - прожить на зарплату на фабрике стало невозможно. Но затем художественная роспись снова стала главным делом в жизни талантливой устюжанки. Теперь чаще всего ее можно встретить в городской резиденции Деда Мороза. Здесь она занимается с детьми и проводит мастер-классы для взрослых учеников.
- Ольга Дофина, Татьяна Горяева и Галина Белых занимаются устюгской росписью уже по пять-семь лет. И, по сути, это уже не ученики, а сложившиеся мастера, - говорит о своих подопечных Надежда Ефипова.
Сколько именно сундучков, туесов и тарелок расписала тюльпанами сама Надежда, она никогда не считала. Но ориентировочно это число уже перевалило за 10 тысяч. И с одним из изделий приключилась очень интересная история.
- Я тогда еще в «Великоустюгских узорах» работала и отправила несколько расписанных тюльпанами сундуков на выставку в Вологду, - вспоминает Надежда Ефипова. - Где-то через неделю раздается звонок: один из ваших сундучков хочет купить Людмила Гурченко, она тогда как раз приезжала в Вологду на гастроли. Точную сумму я уже не помню, но деньги предложили действительно хорошие - как две моих месячные зарплаты. Те сундучки личными считались, так что я, конечно же, согласилась. Еще через неделю знакомые, с которыми певица и рассчитывалась, привезли деньги - все как договаривались. Саму Людмилу Гурченко я, к сожалению, «в живую» так и не увидела, только голос слышала. Но знаю, что мои тюльпаны попали к ней в коллекцию, она много лет собирала сундучки и разные шкатулки.
Есть у великоустюгского мастера и своя мечта. Среди множества изделий, что хранятся у нее дома, особое место занимает большой короб, пока еще не разрисованный. Его перед своей трагической кончиной подарила Надежде Ефиповой вологодская подруга, тоже в прошлом мастер по росписи, только уфтюгской. Этот короб устюжанка хочет украсить узорами и представить на областной конкурс «Голос ремесел». Говорит, что это будет самая лучшая память о подруге…
Ремесла Великоустюгская художественная роспись

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: