Склида из Чичирихи
Научный сотрудник музея-квартиры Василия Белова рассказывает историю, материал для которой собирался четыре года
Во время съемок документального фильма «Раздумья на Родине» (телеканал «Культура», 2007 год) вологодский писатель Василий Белов рассказал историю, которая произошла с ним в 1946 году в родной деревне Тимонихе. В кадре он рукой показал на дом своих соседей и сказал: «У них такая была бедность! Есть нечего. Грязища, тараканы и мухи».
Белову запомнилось, как однажды в тот дом приехала в гости к вдовой родной сестре Асклиада с мужем Александром Шарыпиным, военным офицером. «Он служил где-то на границе с финнами, а тут он привез в эту бедную избу патефон современный. Открыто окошко, как сейчас помню, патефон стоит, и он сидит просто и думает, ставит одну и ту же пластинку… Пластинка называлась «На сопках Маньчжурии». Вот я с тех пор помню этот вальс», - на камеру рассказал классик.
На сегодняшний день удалось установить имена многих земляков Белова, выяснить, кто стал прототипом некоторых известных беловских произведений, а кто навсегда в памяти остался. Жизненная история мужа и жены Шарыпиных тоже стала известна. Ее рассказала их дочь Нина Тюлева, ныне живущая в Череповце.
Землячка писателя Асклиада, коротко - Склида, была родом из деревни Чичирихи. Перед войной выучилась в Вологде на токаря, недолго работала на Урале, а в военные годы вернулась на родину и трудилась в тылу. В 1946 году вышла замуж за военного, уехала из деревни, однако приезжала навещать свою старшую сестру Великаниду, ставшую вдовой в сорок первом году. Сестру в деревне называли Ликаша. Ее, кстати, тоже упомянул в фильме Василий Иванович.
Особенно запомнился Белову муж Асклиады - парень из соседней деревни Алферовской - Александр Шарыпин, который подолгу мог слушать одну и ту же пластинку у окна. Он в 10 лет стал круглым сиротой, был отправлен в детский дом в село Пустораменье Харовского района, закончил Ивановское военно-политическое училище, попал на Карельских фронт, был ранен в голову. После войны уехал служить на китайскую границу, а затем в Приморье. В 1960-е годы переехал жить в Череповец.
Безусловно, Белову-подростку, не выезжавшему из деревни до 16 лет, интересно было узнавать о судьбах своих земляков, которые приезжали к родственникам с другого конца страны и привозили диковинные подарки. О патефоне в то время, конечно, сразу узнала вся округа.
К слову, с тех юношеских лет звук патефона для Белова стал «мостом» в счастливое прошлое - отцовский дом, деревенский лад, первую любовь… Один раритетный патефон и сейчас стоит в гостиной вологодской мемориальной квартиры писателя.
Почему Александр Шарыпин так любил переслушивать «На сопках Маньчжурии» - Белов так и не дал ответа в документальном фильме.
А в 1946 году в деревне и позже, на китайской границе, товарищ Шарыпин уже «безмерно тосковал» по тем, кто погиб на Карельском фронте. Вспомните, вальс Ильи Шатрова посвящен погибшим на войне, только Русско-японской.
Многое в этом вопросе может прояснить стихотворение «Карельский фронт», написанное Ниной Тюлевой:
«Давно это было, в февральскую дату:
На лыжах и в белых, как снег, маскхалатах
Шли наши бойцы по военной дороге.
Отцу было трудно - не слушались ноги.
Особенно правая - сильно болела,
Ему помогали - обычное дело,
А друга плечо под рукой было рядом,
Но путь бесконечный, подобие ада…
Нет воинской дружбы сильнее на свете,
Всем взводом несли его - он в лазарете...»
Эльвира Трикоз, Вологда, музей-квартира Василия Белова
Комментарии (0)