Шекснинцы ходят в соседнюю деревню с риском для жизни

statics/images/arcticles/092024/25092024xd49e9e77.jpg
Жители деревни Рылово Шекснинского района собрались на встречу с журналистами «Красного Севера», чтобы озвучить проблему по ремонту лавы.
Фото автора
statics/images/arcticles/092024/25092024x25e138a1.jpg
Так выглядит навесной мост через речку Углу, который разрушается все больше и больше.

Жители деревень Былино и Рылово Шекснинского района озабочены, что совсем прохудился и стал дырявым навесной мост через речку Углу, который более полувека соединяет населенные пункты. Вот и приходится им вместо полукилометра шагом добираться до соседей через райцентр - около 20 километров пути вкруговую. Ну или идти через лаву с риском для жизни.

Особенно жалко почтальона

Несмотря на окончание летнего сезона, в небольшой деревеньке Былино народу немало.

- Это местное руководство любит говорить, что в основном здесь обитают дачники. А раз постоянных жителей почти нет, то власть и не обязана ничего благоустраивать. В Былино совсем нет уличного освещения, пожарного щита тоже, а по лаве стало не то что опасно, а вообще не пройти. Конечно, зачем нам все это, и так хорошо! - сетует Нина Клочихина. - А ничего, что я отсюда родом, и мы с мужем живем здесь в своем доме ежегодно с апреля по ноябрь, а он и вообще в Былино прописан? А многие здесь живут почти круг­лый год. Ну а летом в каждом доме людей полно!

Жители рассказывают, что по навесному мосту теперь ходят самые отчаянные: там зияют огромные дыры, а сохранившиеся доски того и гляди тоже провалятся. Но выхода у многих нет. Кладбище, чтобы на могилки к родственникам сходить, - на той стороне, автолавка только туда приезжает, а коснись укол сделать - все обращаются к медику Евгении Мартюшовой, которая тоже в Рылове живет. Да и родственников, друзей, которых хочется навестить, у каждой семьи на том берегу множество. 

Больше всего люди жалеют поч­тальона Галю, которая вынуждена доставлять корреспонденцию и пенсии через лаву, с осторожностью передвигаясь между дырами и цепляясь за тросы. 

Нина Клочихина рассказывает, что они пенсию мужа недавно специально на банковскую карточку перевели только для того, чтобы почтальона лишний раз по опасному мосту не гонять. 

А пару лет назад, вспоминают супруги, с моста упал мальчишка лет девяти, да так, что пришлось везти ребенка в больницу. Слава Богу, серьезных повреждений парень не получил, отделался только испугом. 

- За подросшими ребятишками разве уследишь, когда они дружат между собой деревнями и им охота погостить друг у друга, побегать на воле, пока лето, - замечают местные жители.

«Волшебные» доски

Обитатели деревни Былино поведали нам о том, что около года назад стройматериалы для ремонта лавы, оказывается, завозились. Доски разгрузили у самого ближнего от навесного моста дома. Правда, об их назначении никому ничего не доложили. Доски пролежали около двух недель пустым грузом, а потом и вовсе исчезли загадочным образом.

- Стройматериалы были завезены перед выборами главы нашего Угольского поселения, а после того как они прошли, доски были вывезены той же техникой, что и доставлены, - вспоминают наши собеседники. - А потом избранный глава нас еще и корить стал: мол, хотел вам хорошее дело сделать, так вы и не воспользовались этим. 

- Даже я ничего о стройматериалах не знал, - подключается к разговору Борис Иванов, староста местных деревень. - Если бы нам доложили, что это доски для лавы, неужели бы мы не скооперировались с соседями и не отремонтировали мост. В летние месяцы мужиков хватает, вот и в нашей деревне профессиональный плотник и мастер на все руки живет - мой однофамилец Валентин!

Чтобы встретиться с жителями деревни на противоположном берегу, мы не рискнули пройти по лаве, поэтому добрались вкруговую, через Шексну. 

- Теперь вы можете понять, как долго и неудобно добираться нам друг до друга, - встретили нас жители Рылова. - Да, автодорога хорошая, ничего против этого не скажешь, но если у человека нет машины, а среди нас больше всего пенсионеров, то такое путешествие для многих может превратиться в каторгу. Нам на это говорят: общайтесь по мобильнику! Да, сотовая связь - это огромное благо сегодняшнего дня, но по телефону много не наговоришь. Да и наше поколение привыкло, что при беседе надо человеку в глаза смотреть да к столу на чай пригласить. 

Жители Рылова, узнав, что журналисты «Красного Севера» интересуются состоянием навесного моста (здесь сотовая связь сработала на отлично), собрались на сельский сход. Валентин Иванов примкнул к нашей компании прямо со строительным инструментом и шутками:

- Хочу вот уровень и пилку отдать бобрам, они и лаву нашу заодно качественно и задаром сделают, без задержек и других заморочек.
Совсем рядом от моста, и это было видно невооруженным глазом, в сторону противоположного берега у тружеников-бобров строилась своя плотина - прочная и надежная. А у людей на мосту зияют метровые дыры, да и еще имеющиеся доски ходуном ходят. 

Переправе тут место!

По словам собравшихся, лава всегда выручала местных жителей. Зимой, когда здесь бывают промоины, река в некоторых местах не замерзает, поэтому пешком переходить Углу даже в холодное время года бывает опасно.

Жители вспоминают, что переправа через реку именно в этом месте была всегда. В совсем давние времена переправой служил обыкновенный плот, который по тросу мог двигаться туда-сюда. 

А навесной мост был построен в шестидесятых годах прошлого века солдатами воинской части, которая стояла поблизости.

В послевоенных деревнях вовсю бурлила жизнь - страна поднималась и отстраивалась, а сельскому хозяйству предназначалась особая роль. Вот жители соседствующих деревень и трудились не покладая рук. Здесь находились сельсовет, мельница, пилорама, телятники и свинарники. Магазины работали, клуб, школа, столовая... Даже детский дом был.

- Потом колхоз умер, а мы остались, - говорят местные жители. - Возникло множество проблем: и пересыхающие колодцы, и отсутствие точного расписания автолавки, которую можно ждать по четыре часа и дольше, и тому подобное. Но все-таки невозможность пользоваться лавой - главная наша проблема.

Прокомментировать ситуацию с навесным мостом мы попросили главу Угольского поселения Шекс­нинского района Геннадия Попова. По его словам, лава не стоит на балансе у администрации поселения, поэтому возникают сложности с ее ремонтом. Тем не менее местные власти предпримут попытки, чтобы работы вошли в программу «Народный бюджет». 

- Если, конечно, этого захотят сами жители, поскольку определенную сумму на ремонт должны будут собрать они, да и инициатива должна исходить от них. Мы готовы провести собрание, - отметил Геннадий Иванович. - По поводу привезенных и увезенных стройматериалов. Их привозил не я, а теперь уже бывший глава района. Когда я сказал одному из жителей, что стройматериал предназначен для ремонта лавы, можно его брать и приступать к делу, тот ответил, что ему лично этот мост не нужен, и проигнорировал мои слова, видимо не сообщив никому из жителей про наш разговор. Тем временем никем не охраняемые доски стали потихоньку растаскивать, и было решено, что будет правильнее отправить стройматериалы в зону СВО.

Староста деревень Борис Иванов, несмотря на свой очень преклонный возраст (его избрали на эту общественную должность как самого старого жителя), пообещал самолично измерить лаву вдоль и поперек и сосчитать точно, сколько потребуется стройматериалов для ее качественного ремонта.
 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: