Самая большая удача композитора

statics/images/arcticles/032024/27032024x9db45e53.jpg
Наталья Исаева даже вне репетиций вживалась в образ Татьяны Томашевской.
Фото автора
statics/images/arcticles/032024/27032024x6e33fb92.jpg
Валерий Гаврилин во время учебы в школе-десятилетке в Ленинграде.
Фото из архива Натальи Гаврилиной

В театре для детей и молодежи прошел генеральный прогон спектакля «Монолог в темпе адажио» про первую учительницу музыки Валерия Гаврилина Татьяну Томашевскую. Режиссер Денис Долбышев и актриса Наталья Исаева создали самостоятельный и глубокий спектакль, который приглашает осмыслить решающую роль педагога в судьбе известного вологжанина.

Валерий Гаврилин был, несом­ненно, человеком гениальным, который прославил свою малую родину. Он широко известен как композитор и музыкант, его наследие активно продвигается и в нашей области, и за ее пределами. Но гораздо менее известны события его пребывания в Вологде и того, как он связал свою жизнь с музыкой. 

Его мать в 1950 году была осуждена по ложному доносу на десять лет, а Валерий помещен в детский дом. Там он познакомился с преподавательницей по фортепьяно Татьяной Томашевской. Уже в возрасте 11 лет он начал свое обучение игре на инструменте - необычайно поздно. Многие сомневались, сможет ли он догнать программу обучения. Но он легко компенсировал это своей гениальностью и упорством. Быстро стало ясно, что это незаурядный музыкант, который не просто может играть, но и сочинять музыку.

Первые сочинения его были по мотивам романтических стихов Гейне. Так он попал в поле зрения доцента Ленинградской консерватории Ивана Белоземцева, который, несмотря на пробелы в базовом музыкальном образовании, рекомендовал его в 1953 году к поступлению в школу-десятилетку при консерватории. Однако без разрешения матери мальчика нельзя было отправить в Ленинград. 

А мать была против музыкальной карьеры сына. И только при активном участии Татьяны Томашевской удалось получить родительское разрешение вовремя. Ведь Гаврилин считался переростком, и у него просто не было времени пробовать еще раз. Сам композитор считал встречу с Татьяной Томашевской самой крупной удачей своей жизни.

Вокруг этих событий и последующей блистательной карьеры Валерия Гаврилина и построен моноспектакль. Это первая подобная постановка для актрисы Натальи Исаевой и вместе с тем особенный вызов: попытаться воплотить образ человека, которого она не знала лично. Если не знать биографических деталей, то сама по себе актерская игра уже приковывает внимание, заставляет зрителя сопереживать. Однако это не все достоинства постановки. Как сказал режиссер Денис Долбышев, они очень много работали с музеем, с текстовыми источниками, видеоинтервью. Много общались по видеосвязи с племянницей Татьяны Дмитриевны. Спектакль охватывает весь творческий путь Валерия Гаврилина через рассказ его преподавателя музыки, однако это сложносочиненное повествование идет без явных стыков, которые могли бы отвлечь внимание.

Огромная работа проделана и Натальей Исаевой. Сама она очень осторожно отзывается о своей работе: не зная человека лично, она могла только слегка прикоснуться к ее образу.

- Хочется, чтобы это произведение имело жизнь, а люди, которые увидят спектакль, узнавали больше о Гаврилине и о Томашевской тоже захотели бы узнать немного побольше, - сказала Наталья Исаева. 

«Знать немного больше» - это фраза Валерия Гаврилина из спектакля и очень важная характеристика его личности.

Журналист и искусствовед Наталия Серова более пятидесяти лет была знакома и тесно общалась с Татьяной Томашевской. Она сказала, что с опаской пришла на премьеру, потому что боялась несовпадения с образом хорошо знакомого человека. Но в итоге она высоко оценила постановку. Получилась не просто «постановка к году Гаврилина», а очень глубокая работа. 

- В первую очередь у Натальи Исаевой и Татьяны Томашевской достаточно большое внешнее сходство. Но это даже не главное. Самое главное, что у актрисы была правильная интонация, она никуда не отклонилась - веришь ведь интонации, - сказала Наталья Серова.

Оформление сцены в этом спектакле аскетичное, что смотрится здесь совершенно уместно и гармонично. Ну и, конечно, музыка Валерия Гаврилина. Замечательно, что она не затмевает собой повествование, а очень тонко в него вплетается. Было бы здорово, если бы этот спектакль продолжил свой собственный путь и вне юбилейных мероприятий.

К слову, среди учеников Татьяны Томашевской есть и Александр Эльперин, великолепный пианист, президент Вологодского подшипникового завода, и Марина Дмитриевская, главный редактор «Петербургского театрального журнала». 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: