«Россия: сотни миль полей и по вечерам балет…»

statics/images/arcticles/102020/14102020xca76e015.jpg
Многие ученики Светланы Геогриевны, сделав на сцене ДМТ первые неловкие шаги, уходят во всемирно известные труппы.
Фото из личного архива
statics/images/arcticles/102020/14102020xdaf22c81.jpg
Светлана Ивойлова восхищает своей красотой и элегантностью.
statics/images/arcticles/102020/14102020xbe9fb9e1.jpg
Губернатор Олег Кувшинников вручает Светлане Ивойловой медаль «За заслуги перед Вологодской областью».

13 октября главный балетмейстер студии балета Детского музыкального театра  Вологды, Заслуженный работник культуры РФ Светлана Ивойлова, отметила юбилей. Глядя на эту безукоризненно красивую женщину - элегантную, утонченную, с гордой осанкой, на неизменно высоких каблуках, - кажется, что судьба подарила ей вечную молодость.   

Как балет облечь в слова?

«Писать о балете - все равно, что танцевать об архитектуре», -  не без иронии  заметил однажды  кто-то из пишущей братии. В самом деле, как облечь в слова то, что соединяет музыку и движение, душу и тело, ритм и пластику?   

На протяжении трех последних десятилетий поставленные Светланой Георгиевной балетные спектакли и концертные программы знакомили вологжан с шедеврами мировой танцевальной классики, открывали тайны классической хореографии. Состояться вологодскому балету не помешали ни заманчивые огни больших городов, ни приглашение поработать в Америке, которое, в свое время, Светлана Георгиевна отвергла, не раздумывая.  

«Россия: сотни миль полей и по вечерам балет», - знаменитый  уроженец  Туманного Альбиона Алан Хакни загадочной русской душе в свое время предпочел великий русский балет. Сценарист с мировым именем, чья профессия - совершенное владение словом, благодаря русской школе балета впервые оценил выразительный язык классического танца. Но мастеру так и не суждено было узнать, откуда берет истоки величайшее из искусств. Для русского же человека ответ очевиден: все мы родом из детства. 

Холодной осенью военного 42-го восторженная белокурая Светочка Ивойлова впервые вступила на сцену Вологодского Дворца пионеров. Именно в этих стенах с лепниной и люстрами в стиле сталинского ампира она окунулась в волшебный мир классического танца. А почти полвека спустя во многом благодаря профессиональной балерине Светлане Георгиевне Ивойловой в  лишенном партийной идеологии здании бывшего Дворца пионеров был открыт Детский музыкальный театр. Последующая смена названия (сегодня это МОУ «Центр образования № 23 «Созвучие»), к счастью, не изменила сути: студия классического балета не только по-прежнему остается хореографической платформой  Детского музыкального театра, но и единственным на Вологодчине  творческим  коллективом, в репертуаре которого можно увидеть классические балетные спектакли: «Жар-птицу», «Баядерку», «Дюймовочку», «Щелкунчика», «Сильфиду», «Неаполь»… Репертуар, достойный    профессиональной балетной труппы.

Однако в отличие от профессиональных театров, в вологодской студии классического балета, главные действующие лица - дети. Здесь танец - это юность, которая смотрит в мир, удивленно приподнявшись на пуантах, и предпочитает всем прочим играм - игру в творчество. Здесь начинают с азов - с позиций-букв, с движений-слов. Поначалу хореографический язык маленьких артистов примитивен и беден. И лишь годы упорного труда превратят детский лепет в выразительную пластику, простой набор движений - в изящный танец.    

Большому таланту - большое будущее

Постоянная смена поколений, необходимость с каждым новым учеником все начинать сначала - таковы реалии ежедневной работы детской студии балета. Но Светлана Георгиевна убеждена: оно того стоит! Ведь важнее большого  искусства могут быть только маленькие дети! Пройдет совсем немного лет, и из сегодняшних малышей непременно вырастут умные, талантливые взрослые. И если для самых целеустремленных из них танец станет профессией - это особый повод для гордости.  

Анастасию Римкевич сегодня можно увидеть на сцене легендарного Мариинского театра, Анастасия Давыдова свою профессиональную карьеру связала с балетом Государственного академического ансамбля имени Л. Якобсона, Виталий Мартюков - ведущий солист ансамбля народного танца «Огни Петербурга» и солист балета Михайловского, Яна Наумова - артистка Государственного театра оперы и балета Республики Коми, Андрей Королев - солист ансамбля «Русский балет», Анастасия Куликова - артистка и педагог  ансамбля современного танца «Тодес»...

И еще один удивительный факт. Все педагоги студии - ученики Светланы Ивойловой и ее выпускники. Когда-то они пришли в коллектив дошколятами-несмышленышами, а сегодня - это настоящие профессионалы своего дела,  твердо стоящие на позиции «играющего (читай - танцующего) тренера». Исполнение педагогами студии сложнейших сольных партий в балетных спектаклях - ответственность не только перед зрителями, но и перед учениками, которые гордятся правом выступать на одной сцене с любимыми преподавателями.  

Кощей и лягушата

«А кто сегодня ведет урок? Кощей? Я его боюсь!» - маленькая Лера просовывает любопытный нос в дверь балетного класса. Через пару месяцев та же Лера несется к Кощею через театральное фойе, обнимает педагога где-то в районе колена: «Ура! Мой любимый Кощей! Я его очень-очень люблю!».
Яркий образ Кощея Бессмертного, талантливо созданный педагогом высшей категории Нестором Карачевым в спектакле «Жар-птица», позволил  раскрыться не только балетному, но и драматическому дарованию исполнителя. Отсюда и запредельные эмоции его маленьких учеников. Превращение злого волшебника в любимого педагога становится важным театральным открытием, а стремление получить на занятиях заветную «пятерку» заставляет упорно трудиться даже не слишком организованных малышей. Умелое сочетание сценического опыта с преподавательской деятельностью - визитная карточка педагогов студии балета. И здесь, пожалуй, не обойтись без еще одного примера.

Отважная романтичная Мари из рождественской сказки «Щелкунчик» - педагог высшей категории Александра Хорольская - обладает талантом  вживаться в любой сценический образ и при этом ни на минуту не забывать о своих обязанностях педагога. В сказочном балете «Дюймовочка» работа Саши потрясает до глубины души. Мало того, что сама Александра с блеском  исполняет две сложнейшие характерные партии - Жабы и Полевой Мыши, - так еще в перерывах между своими сценами успевает не один раз переодеть в новые костюмы лягушат-дошколят. 

Волшебное перо Жар-птицы

Концертный зал Детского музыкального театра. Умолкли  последние овации и крики «Браво», знаменитый звездный занавес сомкнулся на авансцене, и  сверкающая Жар-птица - педагог высшей категории  Наталья Шапаренко, - наконец-то, перевела дух. Конечно, для зрителей и артистов финал спектакля - не одно и то же. Если для первых - все уже позади, и осталось только насладиться приятным послевкусием от встречи с прекрасным, то для  коллектива студии занавес - лишь короткая передышка. Впереди - «разбор полетов». 

Светлана Георгиевна работу своих подопечных оценивает строго, если не сказать жестко. Ни волшебное перо Жар-птицы, ни статус педагога, ни даже звание лауреата престижных хореографических конкурсов, в этом случае не гарантируют иммунитет.  Здесь-то и пригодится главное качество всех настоящих «балетных» - умение конструктивно воспринимать критику. Балет не терпит обидчивых и слабых, но благоволит талантливым и сильным.

Поэтому и Наталья Шапаренко, согласно законам жанра, со своих учеников привыкла спрашивать строго. Умение добиться блестящих результатов, не повышая голоса, учитывая  индивидуальные способности каждого ребенка - настоящее мастерство.   

Татьяна КАШИНА

 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: