Родина первой в стране подвесной дороги

statics/images/arcticles/082021/11082021x018caedf.jpg
Фото автора
statics/images/arcticles/082021/11082021xd896fb23.jpg
В 90-е и нулевые Чуриловка не отличалась благоустройством, но теперь все изменилось, и это заметно даже по частным домам.
statics/images/arcticles/082021/11082021xf5c72d71.jpg
По словам Любови Слободиной, подвесная дорога доставляла лес до околицы поселка, где его уже лошадями перевозили на берег Сухоны.
statics/images/arcticles/082021/11082021xf02077ae.jpg
В музейной комнате представлены вещи первых жителей поселка
statics/images/arcticles/082021/11082021xf57030b0.jpg
В музейной комнате представлены вещи первых жителей поселка
statics/images/arcticles/082021/11082021x290634a3.jpg
Одна из немногих архивных фотографий действующей подвесной дороги, точнее - ее конечной станции.

Мы продолжаем рассказывать о малоизвестных достопримечательностях области, помогая вологжанам грамотно планировать свои путешествия. Сегодня отправляемся в лесной поселок Чуриловка Тотемского района.

Проплывали над землей вагоны 

Основанный на правом берегу реки Сухоны поселок - один из самых необычных в нашей области. И дело даже не в том, что на заре своего существования, в конце 20-х годов прошлого столетия, он назывался Осовиахимовским. Просто за свою не такую уж длинную историю Чуриловка не раз переживала и высокие взлеты, и глубокие падения, сумев прославить свое имя когда-то громким, а теперь основательно забытым техническим ноу-хау - едва ли не единственным на весь огромный Советский Союз.

Когда-то на месте будущего поселка располагались дровяные склады, где пополняли запасы топлива следовавшие из Вологды в Устюг и обратно колесные пароходы. Потом возник Чуриловский лесопункт, давший толчок развитию поселка и нескольких прилегающих населенных пунктов. 

К слову

Еще одной достопримечательностью поселка является специально заказанное в Вологде фотоокно для музейной комнаты. В сумерки на нем отчетливо проступает панорама старой Чуриловки с домами и ретроавтобусом.

Ну а 90 лет назад, летом 1931 года, здесь заработало настоящее чудо инженерной мысли - первая в Стране Советов подвесная железная дорога на мотовозной тяге, предназначенная для вывозки древесины с отдаленных делянок. Сооружение представляло собой однорельсовый путь на столбах с системой страховочных противовесов. Обустроенные по принципу двусторонних аптекарских весов вагоны равномерно загружались лесом и отправлялись более чем в 12-километровый путь. По воспоминаниям старожилов, местами монорельсовая дорога поднималась на высоту до 10 метров, а где-то едва не касалась земли. В таком виде необычная магистраль эффективно отработала почти два десятилетия и прекратила свое существование лишь в 50-е годы, после того как в леспромхоз стали поступать самые современные на тот момент тракторы и автомобили.

Со временем подвесную дорогу, естественно, разобрали. Сейчас о ее существовании напоминают лишь несколько сохранившихся деревянных столбов, старые рельсы и огромные колеса передвижных механизмов, что можно встретить в огородах чуриловцев. Кроме того, в открывшейся в Чуриловском ДК музейной комнате представлен макет необычной дороги.

- Когда в годы войны мужчины ушли на фронт, их на подвесной дороге заменили женщины. Бывало, падали с 10-метровой высоты, но, к счастью, обошлось без погибших, - рассказала нам заведующая Чуриловским ДК Любовь Слободина.

Послать Евдокимова! 

В последние годы в поселке были проведены большие работы по благоустройству. В центре Чуриловки появились цветники, современная игровая зона для детей и многофункциональная спортивная площадка. Несколько лет назад по инициативе местной молодежи на окраине поселка установили интересный по композиции въездной знак, а в прошлом и уже в этом году на высоком берегу Сухоны обустроили беседку для отдыха и арт-объект «Я люблю Чуриловку». В планах на перспективу - облагородить участок набережной и сделать удобный спуск к реке. 

Еще одной приметой прошедшего благоустройства стали уличные стенды с биографиями именитых земляков. В их числе - и талантливый кинорежиссер Валерий Чиков, успевший поучиться и в Чуриловской школе, и в Ленинградском институте авиационного приборостроения, и на Высших курсах сценаристов и режиссеров при Госкино СССР. В режиссуре наш земляк дебютировал в конце 80-х с фильмом «Красный обоз» по рассказу Василия Белова, а в дальнейшем снимал ленты по собственным сценариям. Среди его самых известных работ - комедийный цикл картин «Про бизнесмена Фому», «Не валяй дурака...» и «Не послать ли нам гонца?» с блистательным Михаилом Евдокимовым в главной роли.

Владимир ВЕСНИН

Малая родина Путешествие по Вологодчине

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: