Разруха, которая радует глаз

statics/images/arcticles/032019/27032019x39525422.jpg
При разборке перекрытий обнаружились следы страшного пожара. Когда он произошел - неизвестно.
Фото Павла Щербины
statics/images/arcticles/032019/27032019xc5bcd5c6.jpg
У возрождающегося собора Сошествия Святого Духа.
В начале марта иеромонах Александр Чеборов, настоятель архиерейского подворья «Спасо-Духов монастырь», пригласил меня в храм - показать, что сделано за полгода со времени первого молебна, который прошел в его стенах. 
От древней обители, которая была одной из главных святынь православной Вологды, остался только собор Сошествия Святого Духа. Организации, занимавшие это здание, к тому времени выехали, храм возвратили Церкви. 
В изуродованном, обезображенном виде, искаженный перестройками - но это все-таки храм, по выражению митрополита Игнатия - «духовный символ Вологды». В интервью «Красному Северу» митрополит Игнатий говорил о намерении Вологодской епархии приступить к возрождению этого храма в его первозданном виде.
- Мне кажется, - заявил глава Вологодской митрополии, - для города, для истории, для развития культуры это просто необходимо сделать. Это центр города. А сейчас там все выглядит как в подворотне...
- Ну как, узнаете кабинеты, которые были тут в октябре? - спрашивал меня батюшка, а я крутил недоуменно головой и говорил:
- Ничего похожего!
Полгода назад, 7 октября, в соборе Святого Духа прошел первый молебен. Богослужение сумели провести только на лестнице - ее устроили в алтаре храма прежние хозяева. Не нашлось другого места: здание, которое было церковью, разделили перегородками на кабинеты, кругом валялись бумаги, какие-то провода, прочий разно­образный мусор...
Перегородки все убраны, но и открывшееся пространство глаз посетителя не радует: обшарпанные стены, выкрашенные какой-то казенной краской, наводящей уныние. Да мы и не любоваться пришли, а зафиксировать исторический момент.
Рабочие пробивали перекрытие между первым и вторым этажами.
- Все это за неделю мы уберем, - говорил отец Александр, - и храмовое пространство будет таким, каким оно и должно быть.
Слова настоятеля подворья то и дело заглушал визг пилы, стук топора...
А батюшка улыбался - ему радостны были эти звуки, они говорили не столько о разрушении, сколько о долгожданном обновлении. 
- Это единственная разруха, которая умиляет сердце, - говорил отец Александр. - Это разруха не к смерти, а к жизни, к созиданию. Потому и пила сейчас для меня звучит молитвой, а пыль - словно ладан... 
Следующий этап восстановления собора - воссоздание куполов. Уже готов проект, он разработан опытным архитектором, потрудившимся над восстановлением многих храмов. 
- Поставим купола - возобновим регулярные молебны, - рассказывает настоятель подворья. - К тому времени сделаем временный иконостас, поставим престол и жертвенник, чтобы Литургию можно было совершать. Люди звонят, спрашивают, когда снова молебны начнутся в нашем храме. Они уже полюбили храм, и помолиться преподобному Галактиону на месте его подвигов приходят со всего города - ведь так долго ждал православный народ, чтобы здесь снова стали возноситься молитвы...
Наверное, это и есть главное, что сделано на подворье Галактионовой обители за полгода богослужебной жизни, - создание прихода, постепенное собирание людей вокруг только-только становящегося на ноги подворья.
- Среди наших друзей, - говорит отец Александр, - руководство УМВД по Вологодской области. Начальник генерал-майор Виктор Николаевич Пестерев был у нас в храме, поднимался на чердак, все обошел - и составил четкое представление, чем полиция может нам помочь. Мы постоянно сотрудничаем с полковником внутренней службы Алексеем Викторовичем Сморчковым, начальником управления по работе с личным составом, и с подполковником полиции Алексеем Владимировичем Оботуровым. Это люди слова, люди дела, с ними всегда приятно общаться. 
На монастырском кладбище был похоронен вологодский полицмейстер Василий Тихонович Иванчин, и есть намерение поставить памятную доску на храме или памятный крест в честь человека, который много сделал для развития вологодской полиции. 
В планах настоятеля - восстановление колокольни собора, снесенной в двадцатые годы. Да и вход в храм надо сделать нормальный, не через алтарь, как сейчас. 
- Не сомневаюсь, что у нас все получится, - убежден отец Александр. - Помощников становится все больше, и молитвенную поддержку преподобного Галактиона и других вологодских святых мы ощущаем. Делом-то занимаемся благим...
Андрей САЛЬНИКОВ
Православие

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: