«Придумка» покупателя обернулась убытками для бизнесмена
Технику, бывшую в употреблении, приобретать рискованно, тем более дистанционным способом. В этой сфере проблемы могут ждать и продавца, и покупателя, но у покупателя при этом есть дополнительные «льготы», которые совершенно невыгодны продающей стороне.
Обман разоблачили
По договору поставки житель Череповца Антон заказал новый двигатель на свой автомобиль. Заключил договор купли-продажи, полностью оплатив стоимость товара и услуги по его доставке из Санкт-Петербурга.
Двигатель он благополучно получил и спустя время обратился в автосервис для установки. Однако вскоре специалисты СТО сообщили неприятную новость: двигатель неисправен, дефекты настолько неустранимы, что практически требуется замена основных деталей. Навесное оборудование на двигателе отсутствует.
Шокированный Антон, заплативший крупную сумму денег за товар, которым невозможно пользоваться, обратился в Общество по защите прав потребителей, юристы которого помогли составить претензию поставщику. Но тот ее проигнорировал и «материализовался», лишь получив судебную повестку. На суде представитель ответчика утверждал, что мотор был предоставлен покупателю качественный, что он сам его неправильно эксплуатировал. Суд назначил независимую экспертизу за счет ответчика. Автоэксперт в заключении указал, что двигатель действительно имеет скрытые и наружные дефекты, причиной которых является длительная эксплуатация без соблюдения норм и правил технического обслуживания. Но вины покупателя в этом нет: за то время, которое прошло со дня покупки, он не успел бы «искалечить» мотор даже при самой интенсивной и неосторожной эксплуатации.
Иск потребителя суд удовлетворил, обязав продавца вернуть ему деньги и компенсировать расходы, связанные с приобретением некачественного товара.
Мотор хороший, но плохой?
Нередко проконсультироваться к представителям Общества по защите прав потребителей приходят и представители бизнеса, пострадавшие, как они считают, от потребительского экстремизма.
Владимир занимается продажей двигателей к автомобилям, в основном бывшими в употреблении. Практически любой двигатель из Европы не отличается большим пробегом и может использоваться длительное время.
- Я получаю предложения напрямую, подбираю товар с гарантией, поскольку простому потребителю купить бывший в употреблении агрегат очень сложно. Без специальных знаний и опыта риск ошибиться большой, - говорит бизнесмен.
Не так давно новый клиент заказал ему мотор на Volkwagen Polo c доставкой из Германии.
- Двигатель прибыл, я еще тогда заметил, что покупатель забрал его без особой радости, - вспоминает Владимир. - А через несколько дней он сообщил, что хочет вернуть товар обратно, поскольку он ненадлежащего качества, мол, в системе двигателя обнаружилось наличие воды и металлического абразива. И вообще ему кто-то сказал, что мотор из автомобиля-утопленника, и он боится, что может произойти гидроудар.
- Страховка на случай необоснованных претензий у меня есть, - сообщил предприниматель. - Перед продажей товара я попросил поставщиков снять клапанную крылку и поддон, сделать видеосъемку, подтверждающую хорошее состояние распредвалов и коленвала. На видео ясно видно, что никаких признаков воды и стружки внутри нет. Информация была выложена на моем сайте, и клиент был с ней предварительно ознакомлен.
Лучше без суда
Покупатель предложил Владимиру забрать мотор обратно и вернуть 170 тысяч рублей, сказал, что даже согласен на 130 тысяч, понимая, что тот потратился на таможню и доставку агрегата, купленного в другой стране. Предприниматель согласился, в свою очередь выдвинув условие - возврат денег только после реализации товара.
Но потребитель настаивал на своем - 7 дней, и точка. В конце концов договорились о сроке 10 дней, который покупатель попросил заверить распиской.
- Я настолько устал об общения с этими напористыми людьми (к разборкам подключилась еще и супруга клиента), что согласился, расписку написал, - продолжает историю Владимир. - Но получилось продать мотор только через 19 дней, и вырученные деньги я сразу вернул клиентам. И вдруг словно снег на голову они сообщили, что уже подали в суд в связи с продажей некачественного товара и затягиванием сроков расчета, требуя уже выплаты полной стоимости мотора в 170 тысяч рублей, неустойки, компенсации морального вреда.
Готовясь к суду, ответчик со своей стороны собрал все доказательства - провел в разных СТО тест топливной системы и проверку мотора. Плюс созвонился с его новыми владельцами, и они, взяв необходимые справки из автосервиса, подтвердили, что агрегат в надлежащем состоянии, и они им довольны. Истцы же на суде не предоставили ни одного доказательства неисправности мотора. Поэтому Владимир был уверен в своей правоте, однако на первом слушании дела судья принял сторону истца.
Почему? Получить ответ на этот вопрос он решил у юристов Общества по защите прав потребителей, которые имеют большую практику.
- В таких случаях лучше не доводить дело до суда! - первое, что сказали, выслушав его, общественные правозащитники. - Дело в том, что потребитель прибрел товар заочно, не имея возможности ознакомиться с ним на месте. Вы не учли, что товар продан дистанционно. К таким отношениям применяются правила продажи товаров дистанционным способом, в соответствии с которыми потребитель вправе возвратить товар без объяснения причин в течение семи дней. Кроме того, если при доставке до него не довели информацию о его правах на возврат, срок возврата увеличивается до трех месяцев. Если бы вы выполнили первоначальные требования клиента, то ничего бы не потеряли, в скором времени успешно реализовав мотор. Зато спокойно бы спали. Теперь же по суду с вас могут взыскать сумму гораздо больше, чем по договору купли-продажи - плюсом моральный вред, штраф в размере 50% от суммы, взысканной судом, судебные расходы.
К тому же вы официально обязались вернуть истцу деньги в течение 10 дней, расписка - это серьезный документ, и за просрочку будут взысканы пени в размере 1% в день от уплаченной суммы.
Комментарии (0)