После праздников покупатели возвращают в магазины платья и елки

statics/images/arcticles/012025/29012025xccc95fae.jpg
Отметив Новый год, некоторые вологжане несут искусственные елки назад в магазин.
Фото Даниила Зинченко

В январе для продавцов наступают трудные времена. И не только из-за резко снижающегося покупательского спроса. Дело в том, что многие потребители начинают возвращать товары, приобретенные на предпраздничных распродажах.

Поносила и сдала

- В первый наш рабочий день, 2 января, покупательница принесла дорогое вечернее платье с просьбой возвратить деньги, - рассказывает Светлана, продавец одного из вологодских магазинов женской одежды. - От него разило духами. Ношеное, - не сомневались мы, но «пахнет» - не доказательство.

Вскоре другая дама вернула шифоновое платье с затяжкой на подоле сзади, явно где-то на корпоративе сидела в нем, но утверждает: мол, такое купила.

Третья решила сдать костюм, внешне не имеющий следов эксплуатации, но с помятой подкладкой. Сроки, установленные для возврата товара надлежащего качества, соблюдены, сохранены все фабричные ярлыки, бирки, кассовые чеки, а значит, оснований для отказа нет.

- Обычно бирки и этикетки производители делают небольшие, располагая в верхней части одежды, у ворота, и их легко спрятать внутри платья, что и умудряются сделать недобросовестные потребители, - поясняет продавец. 

По словам Светланы, в последнее время появилась новая тенденция: девушки покупают дорогую брендовую одежду, а через день, сделав красивые фотографии, возвращают в целости и сохранности. Не придраться - приходится возвращать деньги.

- Мы снова выставляем вещи на реализацию, но если платеж был проведен по терминалу, то банк взимает 2% от суммы каждой операции. Убытки в итоге существенные, - сетует наша собеседница.

Покупатель всегда прав?

«Законодательство на стороне потребителей», - жалуются предприниматели, требуя расширить категорию невозвратных товаров. К ним, к примеру, предлагают отнести эксклюзивную вечернюю одежду, детские костюмы, в том числе карнавальные, игрушки, сувениры и прочее.

Защитники потребителей категорически против подобных инициатив, считая нынешнее законодательство в равной степени учитывающим интересы всех сторон. По их мнению, отраслевые бизнес-сообщества должны позаботиться о собственных способах защиты от покупательского экстремизма.

И предприниматели «зашевелились», в частности стали торговать новогодними товарами до 15 декабря, чтобы еще до встречи Нового года истек двухнедельный срок для возврата товаров. Другой пример: перед самыми праздниками поднимают цены для компенсации будущих убытков, рассчитывая, что в последние дни года покупатели расхватывают все, не считаясь с ценами.

В борьбе с бесплатным прокатом одежды продавцы придумали еще один действенный способ - «антипраздничные» бирки. Они большие, выполнены из плотного картона, закреплены к вещи на пластиковой пломбе. Спрятать их под одеждой практически невозможно, так же как и отрезать и приделать обратно. Хорошо видна надпись «без этой этикетки возврат невозможен». Кроме того, торговые работники используют специальные контрольные ленты, которые приклеиваются на одежду снаружи. Они легко убираются, не оставляя на платье следов, однако приклеить их обратно тоже не получится. Впрочем, не исключено, что изобретательные модницы найдут возможность спрятать даже такие бирки под шарфы, банты, болеро, чтобы покрасоваться на корпоративе, а утром отнести платье или костюм в магазин.

Токсичная ель

- Традиционно после праздников сдают и искусственные елки, - констатирует владелец одного из череповецких универсальных магазинов. - Приносят, не стесняясь, иногда с остатками мишуры и блесток. Мы решили противостоять беспределу и проводить тщательную проверку качества. Наша техническая служба фиксирует все признаки эксплуатации изделия, на основании чего мы даем ответ заявителю в письменном виде, при этом предлагая оспорить наше заключение в независимой экспертизе. Как правило, больше покупатель у нас не появляется.

Но бывают и другие случаи. Чтобы продлить любимый праздник, Екатерина украшает елку пораньше, в середине декабря. В этом году она не пожалела 23 тысячи рублей на новую пышную, красивую искусственную ель, но при установке ее почувствовала едкий химический запах. У женщины началась жуткая аллергия: насморк, кашель, конъюнктивит, одышка. С каждым днем симптомы усиливались. Екатерина вынесла елку на балкон, а потом отнесла в магазин. Продавец ель принял, но в расторжении договора купли-продажи отказал, аргументируя свое решение тем, что товар был приобретен по назначению, официальные сроки для возврата покупательница пропустила, и обвинил ее в злоупотреблении правом.

Женщина обратилась в суд, требуя у продавца выплатить, помимо стоимости покупки, неустойку, компенсацию морального вреда и штраф за невыполнение требований потребителя в добровольном порядке.

- Время идет, но предприниматель делает вид, что ничего мне не должен, - рассказала в суде истица. 

Ответчик не оспаривал, что изделие источает запах, но утверждал, что все образцы представлены в открытом доступе в торговом зале, их можно было рассмотреть, пощупать и даже понюхать.

Но суд учел, что потребитель не был осведомлен о свойствах и качестве изделия, на елке отсутствовала предупредительная маркировка о виде пластика, в составе которого могут быть токсичные элементы. При эксплуатации товар должен быть безопасным для жизни и здоровья потребителей, пришел к выводу суд, обязав владельца бизнеса вернуть не только стоимость товара, но и неустойку в размере семи тысяч рублей и еще тысячу в качестве компенсации морального вреда. Кроме того, был назначен штраф в размере половины стоимости от суммы всех взысканий.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: