«Поле, землянка, пишу на колене»
Совсем недавно вся страна отмечала большой праздник, где чествовали всех, кто воевал в Великую Отечественную войну, - погибших, пропавших и живых до сих пор. А наша семья и спустя столько лет не знает, где нашел последний приют мой отец, Иван Владимирович Фомичев, уроженец деревни Новое Лукино Бабаевского округа.
У моей мамы во время той войны погибли три родных, одиннадцать двоюродных братьев, а также брат отца Николай Владимирович Фомичев.
Перед войной мой отец был выпускником партийной школы Череповца и занимал должность председателя колхоза «Родина», хотя его родители были безграмотными.
Папа был призван на фронт 24 июня 1941 года Борисово-Судским райвоенкоматом Вологодской области и был заместителем по политчасти командира роты 276-го стрелкового полка 77-й стрелковой дивизии. Это была легендарная 58-я армия, которая воевала в горах Кавказа. Папины фронтовые письма приходили из Армавира, Сухуми, Тбилиси, последнее - из Дербента (Дагестан). По ним местонахождение отца известно более точно.
Пятого февраля сорок второго года он, политрук разведческого 2-го стрелкового батальона, 113-й отдельной стрелковой бригады, адрес: почтовая полевая станция «1758», 2-й батальон.
Вот его письмо от 3 июля 1942 года из Анапы: «Поле - землянка, пишу на колене».
Письмо от 8 октября того же года: «С 1 августа был на фронте около Армавира и потом в горах, 13 числа - в Тбилиси. Теперь жду направления в другую часть, адреса нет». И письма на этом заканчиваются, хотя, по словам матери, как будто было еще письмо из Дербента.
Иван Фомичев пропал без вести в марте 1943 года, как гласит один из ответов Центрального архива города Подольска Московской области. По предоставленным нам данным именно в это время Иван Фомичев был отчислен из списков офицерского состава.
Наш семейный герой имел трех сыновей, которые, когда выросли, все служили в Советской армии. Я, его дочь, имею 42 года стажа работы в школе. Всю жизнь мы искали следы гибели отца - это архивы, поисковые отряды, пресса, и все безрезультатно. Правда, один пенсионер МВД из Вологды по фамилии Армеев позвонил мне однажды и сообщил, что проследил путь папиной дивизии, воины которой в начале марта 1943 года на Кавказе полностью погибли в одном из боев вместе с командирами, даже хоронить было некого, и документов тоже не осталось. Новые формирования этой армии дошли до Берлина. «Они не погибли, пропавшие, а просто ушли в небеса».
Братьев моих уже нет в живых, но я дала себе и им слово, что буду искать следы нашего отца до конца своей жизни. «Это нужно не мертвым, это нужно живым!»
У меня есть дети и внуки, и хорошо, что они не видели голода и холода, а у нас в детстве даже обуви и одежды не было, чтобы ходить в школу, но мы как-то учились. Я в шесть лет ходила за восемь километров в любую погоду, часто без хлеба. Наша мама спасала нас, не жалея себя, и я каждый день молюсь за нее, она теперь там, с папой и сыновьями вместе.
Простите за почерк, с возрастом зрение и память стали плохими. Мне 92 года, но я еще на своих ногах, интересуюсь жизнью страны и надеюсь еще раз увидеть праздник нашей Победы в той ужасной войне.
Валентина Иванова, Череповец
Комментарии (0)