Почему в автобусах Вологды выходят из строя терминалы?

statics/images/arcticles/032022/30032022x1f8be914.jpg
Перевозчиков не штрафуют за нерабочие валидаторы, так что многие транспортники не спешат их ремонтировать. А ведь билет через терминал для пассажира зачастую дешевле.
Фото Даниила Зинченко

За последнюю неделю в редакцию «КС» поступило сразу несколько обращений на одну тему: жители Вологды массово жалуются на неисправные валидаторы (терминалы) в городских автобусах. Транспортники объясняют это техническими сложностями при обслуживании аппаратов, но наши читатели считают, что это делается сознательно. Ведь полный билет при оплате банковской картой якобы всегда должен стоить 30 рублей, а наличными деньгами - 32 рубля. 

Зеленые капризничают чаще

Сразу же отметим, что большинство «терминальных» нареканий связано с частными перевозчиками. По муниципальному предприятию ПАТП-1 читательских жалоб тоже хватает, но они другие: на недостаточное количество автобусов на маршрутах и раннее прекращение их движения по вечерам. 

- Часто приходится ездить на работу на автобусе 32-го маршрута. В салоне одной из машины уже третий месяц на валидаторе зеленого цвета скотчем приклеена табличка «Не работает». На другом автобусе такого аппарата нет вообще, только скобы крепежные от него остались, - говорит вологжанка Светлана Логинцова. - Постоянно спрашиваю у кондукторов: когда почините? Но у них всегда один ответ: этот вопрос не к нам, звоните руководству, а пока извольте оплатить проезд наличными.

Внутригородской маршрут № 32 обслуживает частный перевозчик «ИП Коротин Н. В.». На наш звонок по указанному контактному телефону откликнулся мужчина, представившийся Александром, «помощником руководителя». Он пояснил, что в салонах вологодских автобусов предусмотрено два вида терминалов: светло-желтые для оплаты проездными и картами «Забота» и зеленые для банковских карт. К желтым, по словам Александра, нет нареканий: билеты по «Заботе» на 32-м стоят 28 рублей, а вот с зелеными терминалами «есть свои нюансы».

- Полтора года назад мы приобрели несколько таких валидаторов по 85 тысяч рублей за штуку, но они отработали меньше двух месяцев, а потом начали «капризничать», - поясняет Александр. - Отправили их в транспортную организацию, занимающуюся переустановкой программного обеспечения, но там лишь развели руками: мол, вы не одни такие, аппараты сложные, несовершенные, пока ничем вам помочь не можем, ждите. Вот и ждем уже второй год. Покупать же новые валидаторы взамен неисправных для нас непозволительная роскошь: из-за пандемии пассажиропоток существенно сократился, мы и так еле сводим концы с концами. 

Примерно то же самое рассказали нам и представители двух других частных перевозчиков Вологды. 

И, наверное, их действительно можно в чем-то понять. Но, с другой стороны, у пассажиров есть не только обязанности (платить за проезд), но и права. И если человеку удобнее и дешевле расплачиваться за проезд банковской картой - такая возможность, по логике, должна быть ему предоставлена. Впрочем, и тут не все так однозначно. 

В ответ на наш редакционный запрос в городской администрации Вологды пояснили, что в соответствии с постановлением Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» в перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, «не входит неисправность терминала для безналичной оплаты проезда в общественном транспорте». Поэтому и административная ответственность в виде штрафа или предупреждения по указанным обстоятельствам для перевозчиков не предусмотрена.

Вместе с тем из того же ответа явствует, что «при возникновении неполадок и технических сбоев в работе терминалов незамедлительно проводятся ремонтные работы по их устранению. В случае невозможности устранить неисправность в Вологде терминалы отправляют на ремонт в Москву». Но предельный срок таких ремонтов нигде не указан, поэтому и перевозчики особо не торопятся.

Отследить расходы

Таким же неторопливым остается и процесс списания денег за уже совершенные поездки на внутригородских маршрутах при безналичной форме оплаты. С момента прикладывания банковской карты к терминалу и до появления на мобильном телефоне сообщения с подтверждением списания средств порой проходят не только часы, но и целые сутки. Естественно, не всем пассажирам это нравится.

В тему

В понедельник мэр Вологды Сергей Воропанов анонсировал новый вариант оплаты проезда на муниципальных автобусах и троллейбусах - с помощью QR-кодов. С 1 апреля предполагается начать эту работу в тестовом режиме на единичных маршрутах, а с 1 мая внедрить на всех линиях ПАТП-1. 
Как следует из разъяснений пресс-службы городской администрации, для оплаты проезда с помощью QR-кода необходимо скачать бесплатное приложение «Ваш билет». В нем есть электронный кошелек, который можно пополнять со своей банковской карты. С помощью приложения нужно отсканировать QR-код с афиш, расположенных в салоне автобуса, и нажать кнопку «Оплатить». Приложение формирует электронный билет, в котором указаны дата и время поездки, а также уникальный символ для визуального контроля. Однако следует помнить, что из-за технических особенностей при оплате проезда через QR-код бесплатная пересадка в течение получаса на другой маршрут действовать уже не будет. 
- Стоимость билета при оплате через QR-код будет 30 рублей, как и при других вариантах безналичной оплаты на маршрутах ПАТП-1. Электронный билет действует один час. Надеемся, что это будет удобно для пассажиров, поскольку позволит платить за проезд с помощью телефона. Подчеркну, что такой вариант оплаты является дополнением к уже существующим способам, то есть оплата и наличными, и с помощью пластиковой карты через валидатор 
по-прежнему сохраняется, - отметил Сергей Воропанов.

- Обычно одной  банковской картой я оплачиваю проезд и за себя, и за супругу, а иногда еще и за взрослую дочь. Порой купишь билеты утром, а уведомление об этом приходит уже за полночь. Если за день было несколько поездок, то контролировать расходы очень сложно. 

А ведь терминалы иногда срабатывают лишь после нескольких попыток приложить к ним карту. И удостовериться в том, что с тебя списали деньги только однократно, почти нереально, - сетует вологжанин Николай Буслаев. 

То, что информация действительно может приходить с многочасовой задержкой, признают и перевозчики, и городские власти. Но они же в один голос заверяют, что такие сообщения от банка пассажирам вовсе не являются повторным списанием. Проверить точное количество списаний можно как в личном кабинете своего банка, так и в личном кабинете пассажира на сайте информационно-справочного центра системы «Электронная Вологда»: http://e-vologda.com.

На этом же сайте можно получить и информацию о стоимости проезда на каждом из городских маршрутов. Бытующее у вологжан мнение, что цена полного билета является фиксированной для всех перевозчиков - 30 рублей по безналу и 32 рубля при оплате наличными, - верна лишь наполовину.

Вот что сказано в ответе администрации города: «На территории Вологды регулярные перевозки автомобильным транспортом осуществляются по нерегулируемым тарифам в значении, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Действующим законодательством предусмотрено право перевозчиков на самостоятельное установление стоимости проезда на маршрутах… в том числе исходя из затрат (расходов), понесенных при оказании данных услуг и необходимой нормы прибыли (рентабельности)».

Говоря более понятным языком, стоимость одной поездки в общественном транспорте областного центра в размере 30 рублей при оплате банковской картой предусмотрена только в автобусах и троллейбусах, обслуживаемых муниципальным предприятием «ПАТП № 1». Проезд за 30 рублей по безналу у частных перевозчиков зависит от их доброй воли. Кто-то на это действительно идет, но есть и внутригородские маршруты, где за проезд придется заплатить 32 рубля независимо от формы оплаты.

Максим ВОЛОДИН

Транспорт Валидаторы

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: