Почему пассажиры в Вологде становятся безбилетниками?

statics/images/arcticles/112024/27112024x54ed9b8d.jpg
Фото Игоря Аксеновского
statics/images/arcticles/112024/27112024x9e2e8464.jpg
На вологодские маршруты выходит все больше новых автобусов. Такой транспорт оснащен современными тахографами, системой навигации и учета пассажиропотока.
Фото из архива газеты

Власти Вологды и Череповца, похоже, всерьез взялись за общественный транспорт. В этом году при поддержке бюджета муниципальные перевозчики значительно пополнили автопарк, обзавелись новыми кадрами, а сейчас в областном центре внедряется система безналичной оплаты проезда. Современные терминалы получат и частники - этому они только рады. 

Безбилетники не «зайцы»

- Прежние зеленые валидаторы, в оснащение которыми в 2019 году мы, частные перевозчики Вологды, вбухали порядка 10 миллионов руб­лей, были изначально проблемными. Они постоянно ломаются: то билетную ленту зажуют, то ее не отрежут. Да и зависают довольно часто. В итоге пассажиры топают ножками, кричат - мол, это не наши проблемы - и едут бесплатно, а мы несем немалые убытки, - делится замдиректора ООО «ВологдаТранс» Евгений Пасхин (автобусные маршруты № 37, 37э, 48, 14д. - Прим. ред.). - Запчастей на эти терминалы не добыть. На ремонт мы разбирали устройства-доноры - словом, намучились. А выездной механик только тем и занимался, что чинил и перезагружал зеленые валидаторы на маршруте. 

Теперь все изменится, обещают власти Вологды. До конца года в городских троллейбусах и автобусах появится современное оборудование компании AQSi. Новые терминалы уже протестированы, говорят специалисты. Привычных бумажных билетов они не выдают, зато дважды информируют пассажира об успешной оплате проезда - и словами на экране, и речевым сообщением. Пока валидаторы принимают только банковские карты, но в скором времени можно будет использовать и остальные. Это «Электронная Вологда», «Студенческая», «Школьная», «Забота».

Все транзакции водитель увидит на консоли в кабине. А кондукторы и контролеры смогут проверить, оплачен ли у пассажира проезд, с помощью специального прибора. При входе в салон они считают с терминалов информацию обо всех платежах, а пассажирам предложат поднести карту к устройству, которое и покажет - была ли проведена операция с данного «пластика».

Но это в идеале. Пока система отлажена не до конца. 

- Недавно в троллейбусе я впервые воспользовалась новым терминалом. Он подтвердил, что поездка оплачена, но как доказать это прибывшему контролеру, я не знала, - вспоминает вологжанка Елена. - Женщина была без считывающего устройства, а мое банковское приложение еще не выдало данных о списанных деньгах. В итоге, постояв задумчиво рядом, контролер через пару минут ушла - ей оставалось лишь поверить мне на слово. 

- Честно говоря, я побаиваюсь новой системы оплаты, - делится кондуктор со стажем Марина. - Сейчас, когда в час пик в битком набитом салоне я не успеваю отслеживать всех пассажиров и прошу их предъявить билетики, люди, роясь в карманах, нередко хамят, раздражаются. Что будет, когда им придется доставать из сумок и кошельков карточки и прикладывать к считывающим приборам, даже подумать страшно: надо заранее подготовиться к потоку ругательств в свой адрес.

Лиха беда начало, успокаивают специалисты, со временем вологжане привыкнут и оценят удобства новой системы. Она не требует установки дополнительных приложений, а при оплате картой «Электронная Вологда» в течение 30 минут обеспечивает бесплатную пересадку пассажиров на транспорте ПАТП-1. При этом желающие купить бумажный билет за наличку смогут по-прежнему это сделать, обратившись к водителю или кондуктору. 

К слову, в Череповце такая безбилетная система действует с 2019 года. Сейчас 90% пассажиров оплачивают проезд безналично - проблем с контролем нет. Более того, если череповецкие перевозчики закупали терминалы за свой счет, то вологодским - их оплатят инвесторы (цена вопроса - коммерческая тайна). 

- Нам, частникам, новое оборудование выделят бесплатно, однако в ходе эксплуатации мы будем обязаны перечислять определенный процент доходов и банку-эквайеру, и его партнеру - в процессинговый центр. Пока же мы готовимся: за свой счет монтируем в автобусах новую проводку. Это посильные расходы, - говорит Евгений Пасхин. 

Кадры решают все

- На дороги Вологды выходит 31 новый низкопольный автобус большого класса на газомоторном топливе - цена контракта превысила 490 миллионов рублей, - написал этим летом на своей странице в соцсетях мэр города Андрей Накрошаев. - Новые автобусы оснащены тахографом, системой навигации и учета пассажиропотока, бегущей строкой, речевым информатором, восьмью видеокамерами в салоне, медиасистемой с двумя экранами. Для маломобильных граждан есть пандус, площадка для инвалидов в кресле-коляске, устройства безопасности.

Еще 48 единиц техники (в основном большой вместимости, экономичной и экологичной) поступило в ПАТП-1 в 2022-2023 годах. Инфраструктурные кредиты на эти цели выделил региону федеральный бюджет. Новые автобусы заменили на линии старые машины. Работу планируется продолжать и впредь, чтобы минимизировать сбои в движении транспорта, связанные с поломками техники, поясняет пресс-служба городской администрации. В целом же, по ее информации, сейчас автопарк АО «ПАТП № 1» насчитывает 171 автобус и 24 троллейбуса (их средний возраст - семь лет и 10,5 года соответственно). Каждый день предприятие перевозит порядка 
60 тысяч пассажиров, ежемесячно - 1,8 миллиона граждан.

На нехватку техники не жалуются и череповецкие транспортники: МУП «Автоколонна № 1456», МУП «Электротранс», а также частная компания «Новотранс».

- Автопарк муниципальных предприятий обновляется регулярно, - рассказала «КС» пресс-секретарь городского департамента ЖКХ Карина Антонова. - В частности, в этом году на улицы Череповца вышли 34 новых автобуса. Они стали дополнением к уже имевшейся технике (средний возраст машин в Автоколонне № 1456 - пять лет). Ранее, в 2022 году, 28 трамваев заменили в «Электротрансе». 10 вагонов «с пробегом» отправлено в резерв - на время техобслуживания новых трамваев и увеличения количества рейсов. Все закупки финансируют городской и областной бюджеты: в частности, трамваи приобрели по программе «Чистый воздух».

Кадровые проблемы тоже постепенно решаются, рапортуют городские власти. Как сообщил недавно мэр Череповца Вадим Германов, за последние два месяца в муниципальную Автоколонну № 1456 пришли 15 новых водителей - после повышения зарплат работать на предприятии стало престижнее.

- С острой нехваткой водителей город столкнулся в начале этого года. Для решения вопроса обратились к губернатору Георгию Филимонову и нашли поддержку. С 1 апреля ввели доплату водителям автоколонны в размере 20 тысяч рублей, затем водителям трамваев - 15 тысяч. Позаботились и об оплате сверхурочных, - рассказал градоначальник. - Эти меры изменили ситуацию. Теперь водитель автоколонны получает от 85 тысяч рублей. При необходимости предоставляется служебное жилье, чем за последние два месяца уже воспользовались девять новых сотрудников с семьями. Эту, на первый взгляд, мужскую профессию открыли для себя и представительницы прекрасного пола: в автоколонне уже сели за руль 19 девушек. Всего же в этом году на предприятие пришли 36 новых водителей - теперь расписание выполняется на 98 - 100%. Кстати, в трамвайном парке сейчас проходит обучение самая большая группа за всю историю предприятия - 23 человека. Это значит, что скоро водителей трамваев тоже станет больше!

В ПАТП № 1 Вологды в этом году трудоустроились 30 человек. Для повышения престижа профессии тоже приняты новые меры. 

В итоге сейчас зарплата водителей начинается с 82 тысяч рублей, действуют стимулирующие выплаты за разрывной (перерыв в работе более трех часов) и вечерний графики работ. В 2025 году планируется дополнительно увеличить зарплаты и ввести надбавки за классность (учитывается стаж работы и безаварийное управление машиной) в размере от 10 до 25 процентов. В числе других стимулирующих мер на предприятии - компенсация расходов на оплату съемного жилья (до 15 тысяч рублей в месяц) для иногородних сотрудников, увеличенный отпуск - 35 дней, бесплатный проезд по городу на общественном транспорте, частичная оплата путевок в детские лагеря.

Но дефицит кадров пока сохраняется, поэтому ПАТП № 1 готово и дальше бесплатно обучать водителей-целевиков. Взамен, по условиям договора, они должны отработать в компании не менее трех лет. 

Чемодан без ручки

У частных перевозчиков Вологды (а их в городе шесть) - проблемы такие же, вот только, в отличие от муниципалов, они, как правило, могут рассчитывать лишь на собственные силы.

В тему

С января по середину ноября текущего года в регионе зафиксировано 13 222 обращения по общественному транспорту (для сравнения: в 2023 году их было около 8 500). Больше всего жалоб и предложений было связано с графиком движения и содержанием остановок (5 674 и 1 470 соответственно). Кроме того, люди просили добавить новый маршрут (1 072), изменить класс и количество автобусов (586), сетовали на  неудовлетворительные условия проезда (688).  При этом лидером по числу обращений стали Вологда и Череповец (5 566 и 4 484 соответственно), а также Сокольский и Великоустюгский округа, Череповецкий район, сообщает ЦУР Вологодской области.

- В общем и целом у нас не хватает 48 водителей - это порядка 30 процентов, - делится Евгений Пасхин. - Наши «бонусы» - это льготный стаж, дающий право водителям досрочно выйти на пенсию (для этого мы платим повышенные страховые взносы) и компенсация аренды жилья для иногородних. Мы тоже готовы обучать людей бесплатно, но желающих нет - никто даже не звонит. А больше нам заманить работников нечем: мы едва сводим концы с концами.

- Я охотно бы принял десяток водителей - молодых и непьющих, но, увы, молодежь к нам не идет: работа ответственная, а зарплата не самая большая. Повысить ее я смогу, если только распродам личное имущество. В итоге вологодские водители уезжают в другие города - Москву, Ярославль, где платят больше, - вторит коллеге директор ООО «Такси-Сервис» Олег Оглоблин (автобусный маршрут № 40). 

Оба частника сетуют: цены растут, а с ними и долги за запчасти и топливо. О покупке новой техники нет и речи. 

- В 2023 году единственный раз за всю историю предприятия мы вошли в льготную программу и за полцены купили четыре новых ПАЗика на пригородные маршруты, в то время стоившие по 7,5 миллиона рублей, - вспоминает Евгений Пасхин. - А цена НефАЗа сейчас 15,5 миллиона - это не потянуть даже в лизинг. Вот почему мы вынуждены приобретать подержанный транспорт в Казани, вкладываться в его капремонт и затем выпускать на линию. Даже российские шины за последние два года подорожали ровно вдвое, а на импортные комплектующие и запчасти цены и вовсе стали космические. 

- В последний раз мы покупали новый автобус в 2016 году, когда на газомоторную технику была большая скидка. С тех пор наш автопарк не обновлялся, - рассказывает Олег Оглоблин. - Даже повышение цен на проезд, боюсь, нас не спасет: мы, частники, на грани, многие уже отказались от заведомо невыгодных маршрутов. Думаю, мое предприятие протянет еще максимум пару лет, а потом придется сворачиваться. Выжить мы сможем в одном случае - при поддержке властей.

- Почему-то нас, частных перевозчиков, воспринимают не как партнеров, а как конкурентов и коммерсантов, - говорит Евгений Пасхин. - Но этот бизнес давно уже стал чемоданом без ручки: и нести его тяжело, и бросить жалко - мы в него вложили слишком много сил и средств. 
 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: