Плату за вывоз мусора могут пересмотреть, но не раньше осени
Куда уходят деньги?
- Мусорная реформа действительно необходима: вывозить мусор, наладить его сортировку и убирать несанкционированные свалки все равно придется. Но необходимо упорядочить этот процесс, сделать его более справедливым и понятным для населения, - задала тон разговору председатель Общественной палаты Ольга Данилова.
К вопросу пересмотра тарифов можно будет вернуться не раньше октября-ноября, когда станут окончательно известны фактически понесенные затраты регоператоров и перевозчиков.
А пока операторам необходимо отшлифовать саму систему начисления платежей за вывоз ТКО, уйти от все еще наблюдающегося «дублирования» платежек и научиться более оперативно проводить перерасчеты для населения.
Вообще, тема платы за вывоз мусора, как и ожидалось, оказалась самой обсуждаемой. По мнению большинства присутствующих в зале, 113 рублей с человека в сельской местности и 140 рублей в городах - слишком дорого.
В то же время откровением для многих оказались представленные данные о том, что 50% в общем тарифе занимают транспортные расходы на перевозку мусора, еще 35% - расходы на утилизацию ТКО на полигонах, и только 15% за вычетом всех налогов идут на деятельность самих регоператоров. Да и то эти деньги надо еще получить: по итогам трех первых месяцев собираемость «мусорных платежей» в целом по области составляет менее 50%. Но представители регионального правительства еще раз подтвердили - предоставленные некоторым категориям граждан льготы по оплате вывоза мусора будут сохранены.
Вместе с тем взять и уже завтра ощутимо снизить плату или вовсе вернуть все к состоянию декабря 2018 года уже не получится. Это потребует длительных конкурсных процедур по выбору старых-новых мусороперевозчиков и какого-то времени на «втягивание» их в работу. За эти недели, а скорее всего месяцы «мусорного безвластия» улицы городов и поселков заполонят стихийные свалки. Такое решение может быть принято не раньше осени.
Окончательно нерешенной остается пока и другая проблема - несмотря на сделанные еще в феврале регоператорами заявления, что им удалось договориться с некоторыми коммерческими организациями о зачислении платежей без комиссий, большинство банков продолжают дополнительно взимать с каждой мусорной платежки по 30-40 рублей.
- Представители областного департамента финансов уже неоднократно встречались с руководителями банков по этому вопросу, мы пытаемся избавить население от дополнительных платежей, - заверил собравшихся Антон Стрижов.
Но добиваться этого придется путем переговоров, да и многое тут будет зависеть от доброй воли самих банкиров. Повлиять на них в приказном порядке региональные власти не могут.
Операторов возьмут под контроль
- Мы столкнулись с прогрессирующим ростом платы за вывоз мусора для школ и детских садов, хотя их объемы ТКО остаются на прежнем уровне, - рассказала председатель профсоюза работников образования Череповца Наталья Кукушкина. - В декабре обычная городская школа платила за вывоз мусора не больше 2-2,5 тысячи рублей, в январе в платежках уже значилась сумма в восемь тысяч, в феврале - 12 тысяч. Так же по 2-2,5 тысячи платил в конце прошлого года и детский сад, но в январе - 12 900, а в феврале ему начислили уже 15 700 рублей! И это при том, что годовой мусорный лимит для данного дошкольного учреждения составляет всего 59 000 рублей. Понятно, что заложенных в смету денег хватит лишь на полтора квартала…
Помочь разобраться с этой и многими аналогичными проблемами призвана уже созданная в Череповце межведомственная комиссия по мусору. Кстати, одним из пунктов принятой по итогам общественных слушаний резолюции как раз и стала рекомендация всем другим муниципалитетам «создать группы контроля за работой региональных операторов, используя опыт Череповца».
Именно в расширении общественного контроля многие присутствующие видели основную возможность действительно как-то повлиять на региональных мусорных операторов. В начале апреля действующий в западной части области оператор «Чистый след» впервые показал журналистам и общественникам свой «мусоросортировочный завод», организованный на базе одного из производственных ангаров.
Сейчас же общественники настаивают на том, чтобы обязать регоператоров обеспечить прямую телекартинку с полигонов ТБО. Есть подозрения, что подлежащий сортировке мусор на самом деле утилизируется общей массой.
В тему
Обязанности управляющих компаний и регионального оператора по вывозу мусора разграничили в Вологде. Соответствующие изменения в Правила благоустройства внесли депутаты Вологодской гордумы. Вывозом мусора занимается региональный оператор. А вот за чистотой контейнерных площадок в соответствии с поправками должны следить управляющие компании: очищать их от снега и льда, убирать отходы, оставленные за пределами баков. Исключение - крупногабаритный мусор. Его убирает, грузит и вывозит региональный оператор по восточной зоне области - компания «Аквалайн». Отдельно прописан пункт о графике вывоза мусора. Если он нарушен более чем на три часа, то именно регоператор должен убрать отходы, которые из-за опоздания не поместились в контейнер.
Сгладить углы
Региональным операторам также рекомендовано разработать логистическую схему движения транспорта по сбору отходов, наладить видео- и Глонасс-контроль за движением транспорта, а также усовершенствовать саму систему отбора перевозчиков и изначально не допускать к конкурсам те самые посреднические предприятия - «прокладки», не имеющие своего транспорта.
Нет пока окончательной ясности и в вопросе о том, кто же именно должен устанавливать в городах и поселках недостающие контейнеры для мусора. Есть в нашей области и целые районы, где сбор мусора полностью является «машинным».
В официальных письмах Минприроды указывает, что правом на установку контейнеров обладают органы местного самоуправления, региональные операторы и собственники жилья (жители частного сектора или ТСЖ). А вот про обязанность их это делать нет ни слова.
- Вопреки первоначальным договоренностям некоторые организации, с которыми не были перезаключены договоры на сбор и вывоз мусора, 31 декабря увезли принадлежащие им контейнеры. На свои средства мы приобрели 1 000 контейнеров, но наши финансовые резервы исчерпаны, - пояснил руководитель регоператора «Аквалайн» Алексей Копейкин.
Прозвучавшее из зала требование - обязать именно операторов устанавливать контейнеры - первоначально было встречено аплодисментами, но они тут же стихли после разъяснения специалистов о том, чем чревата подобная монополия. Если с кем-то из операторов будет расторгнут контракт, все принадлежащие им контейнеры, скорее всего, тут же исчезнут с вологодских улиц и приобретать их придется по новой.
- Мы практически закончили сбор заявок от муниципалитетов, знаем их потребности и постараемся помочь, - прокомментировал Антон Стрижов. - Но это не значит, что новые контейнеры будут приобретаться исключительно за счет областного бюджета. И районы, и поселения должны также изыскать для этого возможности.
Всего по итогам слушаний было сформировано около двух десятков предложений.
Комментарии (0)