Осторожно! Двери закрываются

statics/images/arcticles/082022/31082022x5ab4ac04.jpg
Фото Игоря Аксеновского
statics/images/arcticles/082022/31082022xc80c8b08.jpg
Обслуживающие организации имеют возможность следить за состоянием лифтов в режиме реального времени, и это правильно: своевременный текущий ремонт дешевле полной замены.
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/082022/31082022xdef6ba04.jpg
87% лифтов в стране - отечественного производства, а импортные устанавливались в домах премиум-класса и крупных торговых центрах.

В этом году регионы резко уменьшили закупки лифтового оборудования для капитального ремонта. Некоторые СМИ тут же написали, что причина - стремительный рост стоимости оборудования и уход с российского рынка зарубежных производителей. Минпромторг тут же опроверг эти заявления, заверив, что дефицита лифтов и комплектующих для них в стране точно не будет. Как обстоит ситуация на самом деле, разбирался «Красный Север».

Дорогое удовольствие

В этом году региональным Фондом капремонта проводится замена 18 лифтов в четырех многоквартирных домах в Череповце. 

- При формировании краткосрочного плана местными властями в первую очередь учитываются лифты с истекшим назначенным сроком службы на основании обязательного заключения специализированной организации об их техническом состоянии и соответственно необходимости замены. Как правило, при капитальном ремонте происходит замена оборудования во всех подъездах, так как ввод лифтов в эксплуатацию производился одновременно, - пояснили «Красному Северу» в региональном операторе капремонтов.

То есть первыми на замену встают лифты старше 25 лет. Таких в регионе немало. Почти из 3,6 тысячи лифтов в домах, включенных в Областную программу капитального ремонта, у 1 080 уже истек назначенный срок службы (332 - в многоэтажках, копящих на апгрейд на общем счете Регионального оператора, и 748 - в домах со спецсчетами).

18 лифтов в 2022 году - цифры вполне типичные для этого вида работ. К примеру, в 2019-м в областной столице установили три новых лифта, в Череповце - восемь. В 2020 году - восемь и два соответственно. Исключением стал прошлый сезон. В крупных городах региона всего-то за 12 месяцев заменили более сотни лифтов. Дело в том, что тогда работы велись за счет областного и местного бюджетов с возмещением части средств за счет госкорпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ. 

В этом же году замена производится только за счет собственников. В связи с этим объем работ уменьшился в разы, поясняют в департаменте строительства региона. И такая ситуация не только на Вологодчине, но и в целом по стране. Так, Санкт-Петербург, по данным Российского лифтового объединения, в этом году закупил 544 лифта, а в прошлом - более 1,2 тысячи. Архангельская область «упала» со 113 до 29 единиц, Ленинградская - с 165 до 32. Особенно наглядно то, как поменялась ситуация, видно по столичным цифрам. Если в 2021-м Москва заменила 2 283 лифта, то в этом - пока только 35. Понятно, что цифры за осень могут несколько измениться, но тенденция, как говорится, налицо. 

Причина проста: замена лифтов - пожалуй, самое дорогостоящее мероприятие в перечне капитального ремонта. Средняя стоимость работ по замене одного лифта грузоподъемностью 400 килограммов (с учетом стоимости оборудования и монтажных работ) составляет порядка 2,3 миллиона рублей. 

Хорошо, что хоть рост стоимости подъемных механизмов, по крайней мере пока, серьезно отстает от ценовых изменений в строительстве в целом. Как рассказали «Красному Северу» в областном Фонде капитального ремонта МКД, с 2019 года средняя стоимость лифта выросла всего на 17%. Это позволяет надеяться, что замена старых лифтов на новые и в ближайшие годы будет продолжаться хотя бы нынешними темпами.

Только отечественное

Введенные против нашей страны экономические санкции серьезно ударили по многим отраслям экономики. Однако рынок лифтового оборудования довольно-таки быстро адаптировался к новым реалиям. И это несмотря на то, что Россию покинуло несколько действительно серьезных игроков. В первую очередь стоить выделить американскую Otis и финскую KONE. Однако, после продажи всех своих российских активов холдингу S8 Capital компания  Otis возобновила с 1 августа прием новых заказов на заводе в Санкт-Петербурге. Сейчас все предприятия компании в России, в том числе два завода - по производству лифтов в Санкт-Петербурге и изготовлению лебедок в Щербинке - продолжают работать в штатном режиме.

На долю иностранцев в прошлом году приходилось только 13% от установленных в стране лифтов, еще 15% занимали белорусские производители, остальное - наше, отечественное. Причем оборудование из дальнего зарубежья использовалось в основном при строительстве торговых центров, офисных зданий и жилья премиум-класса. Это совсем небольшой процент от сдающейся в стране недвижимости. 

По словам специалистов, уход из России иностранных производителей лифтового оборудования совершенно никак не сказывается на ситуации с теми же капремонтами. Дело в том, что доля отечественных кабин при проведении подобных работ, по данным департамента строительства области, на сегодняшний день достигает 94%. Остальные - это, по сути, механизмы из дружественной нам Белоруссии. Речь в первую очередь идет о продукции ОАО «Могилевлифтмаш». Для белорусов именно Россия является основным рынком сбыта. Они уже заявили, что готовы увеличить производство и поставки. 

Да и у отечественного лифтостроения есть серьезные возможности для наращивания мощностей. В России сейчас работает более 20 производителей. Их загрузка составляет порядка 75%. Они также готовятся увеличить выпуск продукции. Крупнейшим производителем лифтов в стране является Щербинский лифтостроительный завод. Он занимает около 20% рынка. В планах - нарастить эту долю до 30 - 35%.

Эффективное обслуживание

Хотя в России для лифтового оборудования и применяется понятие «назначенный срок службы», но 25 лет для современного подъемника - совсем не приговор.

- У нас лифтам чуть более 30 лет, и они до сих пор в идеальном состоянии, - рассказывает заместитель председателя череповецкого ТСЖ Игорь Соловьев. - Все зависит от технического обслуживания, а также своевременного ремонта или замены приходящих в негодность элементов. Лебедку, противовес, например, уже дважды меняли. Сейчас выходим на модернизацию: будем, в частности, ставить новую современную станцию управления.

Да, по истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта. Но забраковать агрегат можно только после оценки соответствия, которую проводит специализированная организация. Цель экспертизы - определить остаточный ресурс каждого узла лифта. На основании результатов обследования оформляется заключение, содержащее условия и возможный срок продления использования лифта, а также рекомендации по модернизации или полной замене оборудования. 

Причем для собственника модернизация порой бывает даже гораздо выгоднее, чем замена. Составленная вместе с обслуживающей организацией «дорожная карта» апгрейда позволяет привес­ти лифт в надлежащее состояние за несколько лет, что гораздо легче для бюджета управляющей компании или ТСЖ, чем одномоментная трата нескольких миллионов.

- Во многих странах, наоборот, поощряется, чтобы старые винтажные лифты работали как можно дольше, например, в той же Польше. Там вообще нет понятия «назначенный срок службы». Ра­зумеется, работа лифтов возможна только при соблюдении всех требований к обслуживанию, ремонтам, безопасности. За этим во всем мире следят очень строго, - поясняет руководитель «Вологдалифта» Юрий Шишлин.

В 2017 году были приняты нынешние правила по организации безопасного использования и содержания лифтов. В них вся ответственность возложена непосредственно на владельцев лифтов, то есть жильцов многоквартирных домов. 

В тему

По данным Российского лифтового объединения, доля импортных составляющих в отечественном  производстве лифтов составляет не больше трети. В первую очередь это лебедки, поднимающие кабины лифтов. Российские производители зачастую закупают их в Европе или Азии. В ближайшее время они собираются нарастить поставки комплектующих из Турции и Китая. Первые контракты уже заключены.

Управляющая компания или правление ТСЖ обязаны организовать качественное содержание и техобслуживание подъемников в соответствии со всеми техническими регламентами и правилами. 

- Речь тут идет о заключении договора со специализированной лифтовой организацией на техническое, диспетчерское и аварийно-техническое обслуживание, заключение договоров на ежегодное техническое освидетельствование лифтов и так далее и тому подобное, - поясняет Юрий Шишлин. - Так как государство дистанцировалось от контроля за лифтами, отменив в том числе лицензирование для обслуживающих оборудование компаний, на рынок за последние годы пришло огромное количество предпринимателей, не обладающих ни опытом в этом деле, ни техническим, ни кадровым потенциалом.

Для изменения ситуации, считают эксперты, необходимо провести аудит всего лифтового хозяйства, рассчитать и утвердить минимальную цену на обслуживание лифтового оборудования. Это позволило бы выдавить с рынка ненадежные компании, повысить контроль за опасными механизмами. Тогда бы и замена лифтов после 25 лет службы перестала быть необходимостью, а применялась только в самых крайних случаях. 

Большинство специалистов, с которыми мы пообщались во время подготовки публикации, уверены, что в целом ситуация с лифтами в России стабильная, проблем с поставками оборудования в ближайшее время ждать не приходится.

- Дефицита не ожидается. Российские предприятия готовы полностью закрыть потребность в лифтах, в том числе в рамках замены в жилых домах, - заверяет и пресс-служба Минпромторга.
 

ЖКХ Лифты

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: