Опасный колодец в поселке имени Желябова пообещали отремонтировать

statics/images/arcticles/092020/30092020x70d39b44.jpg
Жители поселка имени Желябова Галина Лошкова и Татьяна Соколовская рассказывают журналистам «Красного Севера», чем знаменит и в каком состоянии находится сегодня их почти столетний колодец.

Общественные деревенские колодцы. Сколько в нашей редакции писем по поводу того, что они выходят из строя и никем не ремонтируются, хотя люди в них все еще нуждаются. Вот и жители поселка имени Желябова (в просторечии - Желябово) Устюженского района пока не могут обойтись без своего старого «журавлика», как они его ласково называют, которому скоро исполнится 100 лет. И просят нашу газету помочь в его восстановлении. 

На высоком месте

- Родители приехали в Желябово в 1958 году, когда мне было пять лет, и я по праву считаю себя коренной жительницей поселка, а значит, могу что-то потребовать от властей в части его благоустройства, в том числе ремонта колодца, который того заслуживает, - такими словам предварила свое письмо в редакцию пенсионерка Татьяна Соколовская.
Она напоминает, что источник питьевой воды в сельских населенных пунктах - самая первая необходимость. Недаром в старые времена, прежде чем строить дом, копали колодец, и занимались этим не случайные люди, а мастера, которые знали, как выбрать самое подходящее место. Вот и колодец, о ремонте которого ведут речь местные жители, появился в 1928 году одновременно с судоверфью: она была заложена на берегу реки Мологи и в дальнейшем получила название по фамилии народовольца Желябова. Выкопали его на высоком песчаном бугре. Дно, где фонтанчиками били ручьи, выложили специально привезенными откуда-то камнями и только потом построили контору, где посменно работали люди. Они черпали воду не только для себя - одновременно могли напоить 12 лошадей, для которых были поставлены долбленые деревянные колоды. Надо сказать, что лошадей было очень много, так же как и конюхов, которые тоже нуждались в водичке. Чтобы понять размах начатого дела, стоит сказать, что в конторе были четыре печи-голландки и большая плита, окованная железом, рабочий люд отдыхал, сушил одежду и, конечно, чаевничал.

Комментарий

Татьяна Лапина,
глава Желябовского поселения:

- С общественными деревенскими колодцами у нас проблем хватает, как, впрочем, есть она и на территориях других поселений района и области. Зачастую мы выходим из положения, ремонтируя их за счет проекта «Народный бюджет», успешно работающего в области. Таким образом, был восстановлен колодец в деревне Славынево нашего поселения. Поскольку у администрации нет средств и колодец, о котором идет речь, на ее балансе не состоит, мы порекомендовали населению поселка организоваться и самостоятельно провести работы по его восстановлению. Со своей стороны мы были готовы обеспечить ремонтников строительным материалом. 
К сожалению, данное предложение поддержки не нашло. Но ввиду того, что в августе подъемное устройство колодца разрушилось полностью, мы договорились с местным предпринимателем, который согласен отремонтировать объект в самое ближайшее время. Также следует уточнить, что после ремонта это будет не «колодец-журавель», как хотелось бы некоторым жителям, а «колодец -крутилка», поскольку прежний подъемный механизм будет представлять опасность для окружающих и особенно детей, о чем также приходили жалобы в администрацию.

Потом пришло другое время. Появились машины, тракторы, и потребность в лошадиной силе сократилась. И тогда под контору построили уже домик поменьше, а старое административное здание отремонтировали и сделали жилым домом на две семьи. Одну из таких квартир и предоставили родителям Татьяны Соколовской. Но к той поре, как она вспоминает, «вода в колодце поплохела». Да и немудрено, если, считай, 40 лет возле него изо дня в день стояли лошади. Но новые жильцы убрали грязь со дна, вытащили лошадиную шерсть, которой накопилось в колодце до метра толщиной, и опять стали видны и камешки на дне, и бьющие фонтанчики. И колодец продолжал работать так же бесперебойно, по-прежнему снабжая огоромное количество народа наилучшей в поселке водой, что постоянно подтверждала местная санитарно-эпидемиологическая станция, делая ее заборы. А в засушливом 1972 году, когда все колодцы в округе пересохли, он единственный продолжал работать за всех. Журавель скрипел круглые сутки, даже ночью.

Оцеп на земле

- Долго работал колодец, но ничто не вечно, и пришли такие времена, когда его сруб сгнил, - рассказывает автор письма в редакцию. - Его отремонтировали, но очень интересным способом: обили изнутри новыми досками - и все. В таком состоянии колодец, слава Богу, работал еще лет 15. Потом доски опять сгнили, на них появилась плесень, выросли грибы, а вода стала пахнуть. Но воду все брали и брали. Потом сгнило все окончательно, верх колодца рухнул, в результате чего образовалась глубокая яма. И опять нашлось «интересное» решение. Пригнали бульдозер, срезали ковшом часть бугра в яму, сровняли с землей. Через неделю на это место прибежала собака, и земля провалилась. Пес сидел на остатке сруба и выл. Люди вытащили бедолагу. Потом бульдозер срезал еще часть бугра и снова засыпал яму. Что теперь там внутри, не знает никто. Метрах в 10 от старого колодца пришлось вырыть новый - современный, из бетонных колец. Но журавель оставили старый, только развернули его на 360 градусов.
По словам жителей, в июле нынешнего года была сильная гроза, столб, на который крепится журавель, сильно накренился. Приехавший бульдозер толкнул его ковшом, подсыпал песка с бугра, и колодец держался еще месяц. Потом за водой пришел мужичок, черпанул ведро, а второе наполнить не успел: колодезное коромысло развалилось на части. Теперь оцеп - длинный шест, служащий рычагом для подъема воды - лежит на земле. Кто может, черпает им, а у кого сил нет, приносят свое ведро с веревкой и добывают воду совсем простеньким способом.
- А это далеко не безопасно, - считает жительница поселка Галина Лошкова. - Мало того, что кувырнуться в колодец можно, так еще и опускают туда не одно общее ведро, а каждый свое да на своей веревке, и всякую заразу можно занести. Летом колодцем пользуется человек 30 своих жителей да чужие воду набирают целыми молочными бидонами, даже ночью на машинах подъезжают. 
Поселок имени Желябова - второй по величине и численности проживающих населенный пункт Устюженского района, в летний сезон его население увеличивается в разы за счет дачников. Большинство жителей, если это не одинокие пенсионеры, пробурили скважины возле своих домов, и острой проблемы с водой, по большому счету, нет, но поселок, уверены написавшие письмо в редакцию, просто нуждается хотя бы в паре дежурных колодцев. Бывает, свет в Желябове отключают, да и при сильных морозах скважины могут замерзнуть - что тогда? Кроме того, не у всех хорошая вода течет из своих скважин, и многие по-прежнему берут ее на чай из старого колодца. 
- И это не голословные утверждения. Воду нашу питерская дачница Надежда Самарина в мае возила на анализ в Северную столицу, где ее оценили на отлично, у лаборатории претензий нет, - говорят жители. - А вот у нас к власти поселка Желябово - есть, поскольку заниматься ремонтом колодца по-настоящему никто не спешит.
В администрации Желябовского сельского поселения, куда мы обратились за комментариями, нам ответили, что коллективное письмо жителей по поводу ремонта общественного колодца в Рабочем переулке поступило 25 июня. Местная власть направила ходатайство в администрацию Устюженского муниципального района о включении работ по ремонту колодца в программу по комплексному развитию системы коммунальной инфраструктуры района, и 21 июля пришел положительный ответ: «Финансирование данных работ планируется предусмотреть на 2021 год». 
Когда верстался номер, нам сообщили, что колодец в Желябове отремонтировали, за что администрация поселения благодарит предпринимателя Вячеслава Мартынова, а жители - редакцию нашей газеты.
 

Командировка по письму Устюженский район

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: