Не вернуть ли правило «трех проколов» для нарушителей ПДД?

statics/images/arcticles/082024/28082024xa8de33c2.jpg
Пока риск увидеть свою машину на эвакуаторе велик лишь у тех, на ком числится большая неоплаченная задолженность по штрафам. Те, кто платит, продолжают ездить и нарушать.
Фото из архива газеты

Как заставить злостных нарушителей соблюдать дорожные правила? Ведь, уплатив штрафы, многие из них продолжают игнорировать ПДД, нередко провоцируя аварии. Эта проблема давно уже обсуждается в обществе, но четкого ответа пока нет. Своим мнением на этот счет поделились и вологодские эксперты. 

Двести штрафов: кто больше?

В поселке Вохтога под Грязовцем сотрудники ГИБДД остановили «Тойоту Лэнд Крузер». За рулем сидел 51-летний мужчина, он был изрядно навеселе - алкотестер выдал превышение нормы в семь раз. 

А проверка по базе данных показала: пять лет назад водителя уже лишали прав за пьяную езду, но уроком, по всей видимости, это не стало. Более того, автомобилист, как выяснилось, уже 207 раз привлекался к ответственности за другие нарушения ПДД. Общая сумма штрафов превысила 168 тысяч рублей. Почти все мужчина исправно гасил: на момент остановки он был должен государству «всего» 13,5 тысячи. 

В этот раз госавтоинспекторы направили в суд очередной, уже 208-й по счету протокол. Рассчитывать на снисхождение водителю не стоит: ему вновь придется раскошелиться и надолго расстаться с правами.

Этот случай в масштабах страны не рекорд. К примеру, в прошлом году, по данным rg.ru, в Кемерове задержали 23-летнего водителя ВАЗа-2114, который за три месяца нарушил ПДД около 500 (!) раз. Видеокамеры зафиксировали, как лихач гонял на красный свет, превышал скорость, игнорировал ремень безопасности, правила остановки и стоянки. В общей сложности он получил штрафов на 350 тысяч руб­лей, но платить даже не думал.

Однако практика показывает, что когда нарушителя «прижимают к стенке», он быстренько раскошеливается. К примеру, житель Вологды, задолжавший по кредитам и штрафам ГИБДД около 300 тысяч рублей, быстро рассчитался. Стимулом стал арест его «Шевроле Нивы». Не спешил оплачивать 38 штрафов (а это свыше 47 тысяч рублей) и нарушитель из Никольского округа. Судебным приставам мужчина твердил: машина давно уже продана. А вот у полиции были другие сведения: автомобиль числится за прежним хозяином. Пешком ходить он не любил, поэтому погасил задолженность в полном объеме, делится пресс-служба областного УФССП.
Скрыться от долгов пытался и лихач из Вологодского округа. Превышая скорость, он засветился на видеокамерах не только дома, но и в Рязани, в Москве. В итоге «гонщик» накопил более 1 000 штрафов на сумму свыше 800 тысяч рублей. При этом от приставов он скрывался, «письма счастья» игнорировал, по месту прописки не жил, на банковских счетах деньги не хранил. Все, чем официально владел должник, - это «Киа Серато», да и тот пришлось объявлять в розыск. Машину нашли в Рязанской области, приставы ее арестовали и отвезли на спецстоянку. А владельца поставили перед выбором: либо он гасит долги, либо его «ласточка» уйдет с молотка. 

Все эти усилия дают свой результат. По данным областной Гос­автоинспекции, за семь месяцев текущего года с нарушителей взыскано порядка 89% не уплаченных вовремя штрафов. В черном списке пока значатся 49 граждан. Из них 19 должников накопили уже свыше 50 квитанций.

Штрафы - это хорошее подспорье для бюджета. Только по данным фото- и видеокамер Вологодчина собирает в год около миллиарда рублей. Увы, хорошие отремонтированные трассы и мощные автомобили провоцируют водителей на скоростную езду. В итоге каждый год на улицах и трассах региона гибнет порядка 150 человек (в основном это связано с превышением скорости - у машин увеличивается тормозной путь). В масштабах страны жертвами ДТП ежегодно становятся порядка 14-15 тысяч граждан. Это огромная цифра, сопоставимая с человеческими потерями за 10 лет войны в Афганистане. 

Антон ХОЛОДОВ,
депутат ЗСО

Как призвать к ответу

Впрочем, даже если злостные нарушители исправно оплачивают свои грехи, это не делает их законопослушными. Получается просто этакий платный проезд: деньги есть - нарушай сколько хочешь. А потом происходят ДТП, на виновниках которых могут числиться и 300, и 500 штрафов за год, но оплаченных, пишет «Российская газета».

Как положить конец этому беспределу? Эксперты предлагают разные идеи: ввести штрафные баллы за нарушения ПДД, отправлять авто злостных нарушителей на штрафстоянку и даже вернуться к советской системе «трех проколов». Но, увы, вопрос пока что остается нерешенным.

- Правило «трех проколов» действовало весьма эффективно, правда транспорта в СССР было гораздо меньше. Что-то подобное можно возродить и сейчас, но с поправкой на современность и с учетом разных категорий водителей. 

В частности, дать послабления профессионалам - тем же дальнобойщикам, которые ежедневно проезжают сотни километров, - считает Максим Васильев, председатель комиссии по вопросам градостроительства и городского хозяйства Общественного совета Вологды. 

К безопасности дорожного движения он советует подходить комплексно, а за основу взять наработанный мировой опыт. В частности, в Швеции и Финляндии (а это страны с «нулевой терпимостью» к ДТП), где на аварийно опасных участках дорог видеокамеры могут быть установлены через каждые два-три километра, категорически запрещены антирадары. Даже если этот прибор будет просто лежать в бардачке у туриста, его машину тут же отправят на штрафстоянку, а самого владельца - в тюрьму с последующей депортацией. 

- Думаю, в России давно пора запретить антирадары и разобраться с дорожными знаками. Их у нас слишком много - глаза разбегаются. Что до безответственных водителей, то наказание им надо усилить: если за первое нарушение они еще смогут заплатить «по половинке», то за второе - уже безо всяких льгот, за третье - в двойном размере и далее по нарастающей, в геометрической прогрессии. Такой принцип уже применяется в ряде стран, - делится Максим Васильев. - Что еще важно, так это закладывать с юного возраста культуру вождения, как это делается, к примеру, в Германии. Там за одно и то же нарушение начинающих водителей карают строже, чем опытных: ездить по правилам учат сразу и жестко. В частности, за превышение скорости новичкам к штрафу от 20 до 800 евро (это от двух до 80 тысяч рублей) могут добавить еще запрет на вождение сроком до трех месяцев.

Взять на вооружение опыт развитых стран советует и Антон Холодов, депутат Законодательного Собрания области, председатель региональной Федерации автомобилистов, член Общественного совета при департаменте дорожного хозяйства и транспорта.

Лихачество надо жестко пресекать, уверен он. Антон Юрьевич предлагает приостанавливать права у водителей, нарушающих ПДД систематически. Скажем, нарушил человек правила 10 раз, камеры это отследили, зафиксировав с помощью электронных систем учета, после чего направили соответствующее уведомление автомобилисту - пусть три месяца он ездит общественным транспортом или, скажем, на велосипеде. 

- Далеко не всегда водители, накопившие штрафы за нарушения ПДД, представляют собой опасность на трассах, - возражает гендиректор группы компаний «Логасофт», председатель АЭТИИ, член Общественного совета при областном УМВД Алексей Логанцов. - Не секрет, что дороги на Вологодчине перенасыщены средствами фото- и видеофиксации, а знаки, ограничивающие скорость, порой не соответствуют дорожной обстановке. Вот почему к злостным «штрафникам» надо подходить дифференцированно: за повторность серьезных нарушений ПДД, которые угрожают жизни и здоровью других людей, наказание следует ужесточать - вплоть до лишения водительских прав. 

Но гораздо большей проблемой, чем «штрафники», по мнению Алексея Петровича, являются нетрезвые водители, зачастую уже «отлученные от руля». Вот с ними-то и надо бороться в первую очередь: в судебном порядке безжалостно конфисковать автотранспорт как орудие правонарушения. Больше внимания следует уделять и начинающим автомобилистам, на чью долю приходится немалое количество ДТП. Чтобы избежать этого, есть смысл ужесточить сдачу экзаменов в ГИБДД. В целом же для снижения аварийности на междугородних трассах, где чаще всего и случаются лобовые аварии со страшными последствиями, надо разделить транспортные потоки. 

- Необходимо перестраивать дороги в четыре полосы с разделительной, что исключит выезд встречных машин и позволит избежать лобовых столкновений. Хороший пример - это новая трасса Вологда - Череповец, где после кап­ремонта аварийность должна заметно снизиться, - уверен Алексей Логанцов.
 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: