Музеи и театры помогли вологжанам приблизить Победу
Кто такие конные лыжники, какие фильмы шли в вологодских кинотеатрах в годы войны и как артисты могли «обслужить» колхозников - ответы на эти и другие вопросы звучали во время межрегиональных Прокопиевских чтений, прошедших в великоустюгском БИБЛИОцентре Деда Мороза.
Артисты на бревнах
В этом году ставшие традиционными чтения проходили уже в 13 раз, собрав в стенах Великоустюгской ЦБС краеведов и библиотекарей из Вологодской, Архангельской, Кировской и Кемеровской областей. Всего было представлено 16 докладов, затрагивающих участие вологжан в освоении Русской Америки, истории образования Великоустюгского округа, судьбы известных династий. Журналистов же нашей газеты пригласили принять участие в секции по отражению подвига защитников Отечества. Тем более что один из докладов - «Культурная жизнь Великого Устюга в годы Великой Отечественной войны на страницах газет «Красный Север» и «Советская мысль» - оказался для нас особенно близок.
Заведующая сектором редких книг Областной научной библиотеки имени Бабушкина Ирина Исаковская подготовила на слайдах целую подборку архивных публикаций, проливающих свет на пока еще малоизвестную страницу вологодской истории.
Продолжали свои выступления в первые военные месяцы и артисты театров, пусть и с изменившимся репертуаром, и с новыми формами работы. В июне и в июле 1941 года по Великоустюгскому району гастролировал грязовецкий колхозно-совхозный театр (был тогда и такой), представлявший зрителям короткие патриотические номера в исполнении самодеятельных артистов. Был востребован и Великоустюгский городской драматический театр. Летом постановки в нем шли на сцене под открытым небом в Парке культуры и отдыха, осенью и зимой - в двухэтажном каменном здании.
Сохранился газетный анонс открытия зимнего сезона в городском театре в сентябре 1941-го. Зрителям за выходные предлагали посмотреть постановки «Парень из нашего города» и в «Тылу у немцев». Причем после дневных спектаклей были обещаны «Танцы с трех до восьми часов вечера». В структуре городского театра тех лет числилась «беседка для оркестра» и «танцплощадка».
По воспоминаниям очевидцев, на танцы в театр шла не только молодежь, но и люди постарше, позднее полюбили танцплощадку и выздоравливающие солдаты из тыловых эвакогоспиталей. Война войной, но должна была быть у людей и какая-то отдушина. Тем более что во время танцев было принято устраивать короткие перерывы на «поэтические читки». И недостатка в необходимом «материале» не было.
Тогда же, в сентябре 1941-го, «Красный Север» сообщал: «Вышел из печати сборник стихов вологодских поэтов «В бой за Родину, в бой за Сталина». Стихи пронизаны чувством безграничной любви к социалистической Родине, призывают к стойкости, мужественной борьбе с германским фашизмом».
В 1944-м, когда в войне произошел окончательный перелом, Великоустюгский драматический театр впервые побывал на гастролях в Вологде. Правда, чаще всего выступать его артистам приходилось не на сцене, а на сельских полянах, а то и на штабелях досок и бревен.
Из заметки в «КС» за июнь 1943 года: «Бригада артистов Великоустюгского гортеатра обслужила в период весеннего сева 49 колхозов. Кроме того, бригада побывала в лесопунктах, на Подсосенской запани, на заводе «Новатор». Всего ею обслужено 5 200 человек. Репертуар состоял преимущественно из колхозной и оборонной тематики».
От стали до джаза
Примерно таким же был и репертуар единственного городского кинотеатра «Темп». Хит зимы 1941-1942 годов - документальная лента «Разгром немецких войск под Москвой», ставшая впоследствии первым советским фильмом, получившим премию «Оскар» Американской киноакадемии. Но постепенно стало находиться место и лирическим картинам, и комедиям, и мюзиклам.
В апреле 1942-го, как сообщала наша газета, в Великом Устюге с большим успехом прошел премьерный показ музыкальной комедии режиссера Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». А вскоре вместе со «Жди меня» и первой экранизацией романа «Как закалялась сталь» (Владимир Конкин тогда еще не родился, поэтому роль Павки Корчагина досталась Виктору Перест-Петренко) в «Темпе» демонстрировали британскую музыкально-шпионскую комедию «Джордж из Динки-джаза».
Во многом схожие тенденции (в начальный период войны - сплошная патриотическая тематика, чуть позже - «мирные послабления») наблюдалась и в деятельности городского музея и местной библиотеки.
Осенью 1941-го директор Северо-Двинского музея Виктор Комаров самолично читает лекции «Фашизм - злейший враг человечества», а в великоустюгской библиотеке, по информации районной газеты, открывается выставка «Уголок лыжника». Главное ее предназначение - рассказать будущим призывникам, как самим изготовить лыжи и сопутствующее снаряжение, чтобы «хорошо ходить на лыжах по пересеченной местности за конем и мотоциклом».
В 1943-1944 годах выставок военной тематики тоже много, но печатные издания пишут уже не только о них. В октябре 1943-го на страницах «КС» появляется большая статья о 25-летней истории Северо-Двинского музея - так тогда назывался нынешний Великоустюгский музей-заповедник. А «Советская мысль» пишет о двух интересных находках, пополнивших музейные экспозиции. В первом случае это «миниатюрная корзинка, вырезанная на кости с двумя голубками высокой художественной работы устюгских мастеров». Во втором - «лобная кость с рогами древнего быка типа бизон, обитавшего на территории нашего района 150 000 лет тому назад».
О том, насколько важна была культура в военные годы, свидетельствует и статистика из тех же газетных публикаций. Только за 1944 год Северо-Двинский музей посетило более 30 тысяч человек, а артисты городского театра за время своих выездных выступлений «обслужили» свыше 25 тысяч рабочих и колхозников как в Великоустюгском районе, так и в соседних - Кичменгско-Городецком и Никольском.
Библиотеки, музеи, театры и даже танцплощадки были в то время неразрывной частью надежного тыла. А именно там, как и на фронте, ковалась будущая Победа.
Добавим, что по итогам прошедших Прокопиевских чтений будет подготовлен традиционный сборник докладов. Ознакомиться с ним можно будет как в центральной городской библиотеке, так и в ее филиалах.
Максим ВОЛОДИН
Комментарии (0)