Лесникам снятся дедушки на лианах и бабушки с фотокамерами

statics/images/arcticles/022020/12022020x92112436.jpg
Жителей области, особенно тех, кто так или иначе связан с лесом, беспокоит судьба зеленого запаса страны, который, на их взгляд, зачастую расходуется необдуманно и бесконтрольно.
Фото Даниила Зинченко
В номере «Красного Севера» за 11 декабря 2019 года было опубликовано письмо заслуженного лесовода России Алексея Алешкина из Вологды, на которое пришло немало отзывов от других наших читателей, чья трудовая жизнь была связана с лесной отраслью. Среди них - житель Грязовецкого района Анатолий Андреев, письмо которого мы представляем вашему вниманию сегодня.
Меня, как и моих коллег - лесных ветеранов, сильно беспокоит судьба зеленого запаса страны и нашей области, который, на мой взгляд, расходуется нерачительно. На Байкале чиновники распорядились пустить под топор заповедный лес по причине нашествия жука-типографа, которого там, как мне кажется, на самом деле и в помине нет. В Хакасии также под видом санитарных рубок уничтожают кед­ровые леса и вывозят древесину в Китай. Много было непорядков в лесу и раньше, но такого размаха ошибочных действий, как сейчас, я не припомню.
У нас в Грязовце около десяти лет назад, видимо, с благими намерениями, организовали новую структуру - так называемое лесничество. От такой реорганизации простой народ в отличие от крупных лесозаготовителей ничего не выиграл. Порядка в выделении строевого леса и делянок для заготовки дров местному населению стало гораздо меньше. Раньше еще считались с пожеланиями самих жителей при посредничестве сельсоветов. Теперь у нас муниципальные образования, у которых с лесничеством, по всей видимости, никакого взаимодействия нет. Да это им и не надо: лишние хлопоты!
Я в свое время работал в Слободском лесничестве Грязовецкого сельлесхоза. Наш директор каждый год требовал, чтобы все делянки для выписки леса были подготовлены уже к 1 октября. Наши лесничие, мастера и лесники ездили по населенным пунктам и работали, а не сидели по кабинетам, поэтому никаких проблем с выпиской и заготовкой леса для жителей не было. 
А теперь происходят такие чудеса, что я отказываюсь понимать цель преобразований. Иногда даже кажется, что у нас в стране идет узаконенное уничтожение лесных ресурсов.
Мимо нашего поселка проходит дорога на Шуйское, и по ней более двадцати лет почти каждый день едут лесовозы с прицепами. Нас, местных жителей, просто удивляет, где они столько лет умудряются заготавливать строевой лес? В районе поселка спелых хвойных пород практически не осталось. Даже делянки под дрова многие годы нам отводят в лесах Гослесфонда. А заготовка древесины давно уже ведется в первой группе лесов, в водоохранной зоне рек Лежа и Великая, под предлогом санитарных рубок, необходимость которых сомнительна. Также многие кварталы отданы лесозаготовителям в аренду, и это сравнимо с тортом: что не смогут съесть, то вернут обратно. Считаю, что государству большой пользы от такой аренды нет. Зато чиновники сочинили так называемый договор на заготовку дров местному населению аж на пяти страницах печатного текста и каждый год увеличивают стоимость дровяной древесины. Еще грамотные люди с лесотехническим образованием придумали закон, где каждый заготовитель дров должен сфотографировать свое место заготовки и предоставить для отчета в лесничество. И снятся им бабушки с фотокамерами, а также дедушки - они покушаются на лианы, которые согласно договору рубить запрещено.
Не нравится мне тот факт, что всех лесников просто перевели в работников леса, и охрана «зеленого золота» ведется только из космоса. Вот поэтому по статистике и получается, что в стране незаконно заготавливается около 20 процентов древесины. А чего вы хотели? Худо-бедно, но лесники охраняли лес, да и за заготовителями был контроль. На мой взгляд, пора прекратить варварские рубки леса, ведь санитарные рубки по сути таковыми не являются! А сегодня наши «лесопатологи», не выезжая на места рубок, определяют болезнь деревьев. Это можно сравнить с тем, когда патологоанатом, не выходя из своего кабинета в Вологде, может поставить диагноз умершему в Грязовце.
Хочется, чтобы изменилось отношение чиновников разных уровней к простым людям. Чтобы дрова населению, как и раньше, выписывали с 1 октября и по месту проживания. Заготовку строевого леса желательно согласовывать с жителями, то есть все должны понимать, для чего он конкретно необходим: на баню, жилой дом или другие нужды, поскольку на ремонт каждого конкретного здания требуется лес определенного диаметра. Пока же лесничество предлагает строевой лес в кубометрах - что хочешь, то с ним и делай. А не нравится качество - откажись, и другого леса тебе взамен не будет.
Пока о таких изменениях приходится только мечтать.
Анатолий АНДРЕЕВ, поселок Бушуиха, Грязовецкий район
Читатель - газета Мнение Грязовецкий район

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: