Кому на «удаленке» мешают коты, а кому помогают

statics/images/arcticles/052020/20052020x1690735a.jpg
Дистанционная работа специалиста мэрии Вологды Елены Себякиной в геоинформа-ционной системе не обходится без кота Кеши.
Фото Игоря Аксеновского
statics/images/arcticles/052020/20052020xcd07e338.jpg
Завуч 41-й школы Ольга Осокина и ее сын Леша сделали фото в русле популярного «тетрис челленджа», чтобы показать, из чего состоит их жизнь на «удаленке».
Фото из личного архива Ольги Осокиной
statics/images/arcticles/052020/20052020x10332b7f.jpg
Ирина Загаврина, как многорукий Шива, успевает одновременно кормить двоих сыновей, говорить по двум телефонам и параллельно работать в Интернете.
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/052020/20052020x5e91cf14.jpg
Виктор Кузнецов - преподаватель областного колледжа искусств и солист оркестра «Классик Модерн Бэнд» - записывает песни дома.
Фото из личного архива
Удаленная работа с началом карантинных мер стала новой реальностью для многих. Как заставить себя вовремя встать? Как поделить один компьютер на несколько членов семьи? Как объяснить детям, что ты работаешь, несмотря на то, что сидишь дома? Как сохранить эффективное управление сотрудниками, работающими вне офиса? «Красный Север» расспросил об этом вологжан.

Техника - на первом месте

Одним из ключевых вопросов перевода сотрудников на дистанционную работу стало решение технических проблем: наличие дома компьютеров необходимой мощности, качество связи и вопросы интернет-безопасности.
- Мы много говорили о цифровизации, но практика показала, что полностью перевести работу Пенсионного фонда в режим онлайн пока нереально, - говорит Василий Жидков, управляющий отделением ПФР по Вологодской области. - Дело в том, что наши специалисты работают с огромной базой персональных данных, которая требует определенного уровня защиты информации. Дать доступы к ней на обычные домашние компьютеры с открытыми интернет-каналами невозможно: это очень строго регламентируется.
Поэтому половина сотрудников Пенсионного фонда все же продолжила работу на своих местах, а половина осталась дома. Зато Василий Николаевич отметил, что благодаря новым условиям Пенсионному фонду удалось максимально быстро освоить режим онлайн-обслуживания населения - и по материнским сертификатам, и по новым выплатам для семей, назначенным Президентом. И если с апрельскими выплатами еще были сложности, так как приходилось составлять новые списки с данными для перечислений, то уже майские проходят в более спокойном режиме.
- Нам пришлось столкнуться с тем, что не у всех работников есть дома компьютеры достаточной мощности, веб-камеры и микрофоны для конференц-связи. Поэтому пришлось обеспечить ряд сотрудников служебной техникой. Эта ситуация вообще многих заставила обновить домашнее техническое оснащение, - пояснил Евгений Гороховский, начальник управления размещения госзаказов, заместитель председателя комитета госзакупок Вологодской области.
Еще один важный момент бесперебойной удаленной работы - настройка переадресации телефонных звонков с рабочих телефонов, отметил Евгений Гороховский. Если практически все правительственные структуры сделали это своевременно с помощью областного центра информационных технологий, то некоторая часть контрагентов в районах оказалась недоступна по привычным рабочим телефонам: приходилось выходить на уровень руководителей, искать номера мобильных.

Современные сервисы связи

«Ростелеком» перевел на удаленную работу большую часть сотрудников при том, что нагрузка на сети всерьез увеличилась. Но, как пояснил директор филиала Андрей Ганов, усиление мощностей было запланировано еще до начала эпидемии, так что рост интернет-трафика не стал проблемой.
- Сам я при этом нахожусь в офисе: это необходимо для решения оперативных вопросов, подписания документов, - рассказал Андрей Степанович. - Для проект­ного управления я активно использую мессенджеры и сервис аудио-конференц-связи, который позволяет проводить планерки и совещания, подключая до 
50 человек одновременно. Но обычно у меня на оперативной связи 
10 - 15 человек: этого достаточно для того, чтобы быть в курсе ситуации и управлять процессами. С центральным офисом проводим планерки по видео-конференц-связи.
Один из главных вопросов, стоящих перед многими работодателями: как проверить, что сотрудник дома работает, а не проводит время в свое удовольствие, лишь ненадолго изображая бурную деятельность?
- У нас все, кроме ведущих прямого эфира и трафик-менеджеров, формирующих рекламные блоки, на удаленке. Процесс управляемый! - говорит Олег Серов, директор филиала компании «МедиаЭксперт», управляющего работой сразу нескольких радиостанций области. 
В компании внедрена электронная система управления рабочими процессами, позволяющая контролировать работу менеджеров (CRM): в режиме реального времени видеть, какое количество звонков обрабатывает сотрудник, а при подключенной IP-телефонии руководителю доступны даже аудиозаписи звонков. Подобными инструментами пользуются многие технически развитые предприятия.
- Мне в принципе все равно, в какое время сотрудник будет выполнять свою часть работы, график с 9.00 до 18.00 для нас непринципиален, - говорит Иван Сотников, руководитель компании, занимающейся изготовлением сайтов. - Есть конкретные задачи, есть сроки, в которые он должен уложиться, все это отражается в CRM. Если с этим все в порядке, то у меня нет претензий.
Руководитель агентства недвижимости «Этажи» Ольга Смирнова рассказала, что ее сотрудникам в режиме удаленки пришлось оперативно осваивать такие сервисы, как видеообзоры и 3D-туры по объектам недвижимости, подписание документов онлайн, обмен сканами документов. Было непросто, и делать это надо было быстро.
- Конечно, среди сотрудников всегда есть процент, который ищет оправдания для неэффективной работы, и в этой ситуации они особенно заметны, - отмечает Ольга. - Но те, кто хочет работать и зарабатывать, находят возможности и показывают хороший результат. И свои кадровые выводы руководство, безусловно, делает.

Какая же семья без драки?

- В режиме удаленной работы мы оказались на пару с мужем, а сын - на дистанционном обучении, поэтому первые дни мы буквально дрались за компьютер, - рассказала редактор одного из информационных ресурсов региона Лариса Турова.
По ее словам, у мужа была очень интенсивная работа, расписанная буквально по минутам, поэтому приоритет был у него. Когда он уходил курить, она быстро-быстро делала свою работу или на несколько минут просила освободить комп, когда надо было что-то срочно проверить. Пришлось приобрести ноутбук, и стало легче.
- Единственная помеха работе на удаленке - это домашние, - шутит Олег Серов. - Но тут уж кто как приспособится.
Действительно, наличие маленьких детей и супруга под боком создает немало отвлекающих факторов.
- Работа в режиме удаленки была бы прекрасна, если бы не дистанционное обучение! - делится Лариса Турова. - Я охотно верю, что есть прекрасные дети, которые сами делают все уроки, отправляют учителю, рисуют презентации на компьютере, но моего сына 
11 лет надо контролировать и помогать ему с уроками. Задания детям присылают с утра, в это же время достаточно интенсивно начинается работа у меня, так что приходится крутиться. Пришлось освободить часть своего рабочего стола для ребенка, чтобы он сидел рядом и спрашивал, если есть какие-то трудности.
Кстати, учителя, работающие дистанционно, тоже отмечают, что работать стало сложнее, времени на это уходит гораздо больше.
- В школе просто: провел урок - и ты свободен. На дистанционке же ты начинаешь отвечать в режиме онлайн на вопросы учеников, каждый пишет, когда ему удобнее, - рассказала Ирина Сухарева, которая работает в Лентьевской средней школе Устюженского района.
Она преподает трудовую дисциплину, ведет школьные кружки по вязанию, театральному творчеству и спорту. На практике 
«в реале» передать ученикам знания гораздо проще, отмечает Ирина. К примеру, перед началом карантина они начали шить фартуки, а заканчивать пришлось уже онлайн. На сайте «Фоксфорд» не оказалось видеоуроков по труду, пришлось искать в Интернете правила выкройки, особенности разных швов, рассылать ученикам. 
А дома при этом постоянно рядом двое сыновей пяти и семи лет: то на одно отвлекаешься, то на другое.
- Проверка заданий тоже превратилась в более трудоемкий процесс, - добавляет череповчанка Елена Павлова, преподаватель математики. - Если раньше ты просто проверял работы и раздавал тетради на уроке, то сейчас каждое задание с правками надо сфотографировать, выложить в Сеть, дать каждому ученику личный комментарий по ошибкам.

Суп с котом

Вологжанка Ирина Ольховая работает редактором информационного вещания, записывает новости для радио теперь прямо из дома. Коллеги привезли ей стойку, микрофон, внешнюю звуковую карту, компьютер с необходимыми программами.
- Сначала пришлось расположиться со всей маленькой студией в центральной комнате, - рассказала Ирина. - В итоге родственники фланировали по коридору полдня на цыпочках и стеснялись открывать двери в отличие от кота, который категорически не приемлет каких-либо условностей и границ. Прямо во время записи он мог начать ломиться в комнату и усесться перед монитором.
Коты, собаки, дети и супруги, лезущие в кадр во время видеосвязи, - отдельная тема карантинного юмора.
Вологжанка Мария Печерская поделилась в соцсетях очаровательной семейной историей, собравшей сотни комментариев: «На второй неделе сидения дома наконец-то сделала то, о чем так давно мечтала. Вперлась в мятых трениках с тарелкой борща, а также очень «сложным» выражением лица прямо в видеоконференцию мужа. Но это еще не все. Когда муж, сохраняя невозмутимость и рассказ о том, как космические бороздилки бороздят рынок айти, стал выпихивать нас с борщом из кадра - не поняла, что происходит, и, заботливо шипя, продолжила пихать тарелку по плановому направлению. То есть в район рта мужа. Ведь кормильца надо накормить. Даже если для этого его придется слегка оглушить и кое-где связать».
Ирина Ольховая, в свою очередь, отмечает, что из главных плюсов удаленной работы - тот факт, что пожилая мама находится под присмотром. Это успокаивает. Также среди плюсов неожиданно оказалась кухонно-кулинарная история. Запишешь, бывало, выпуск новостей, прошел на кухню и начал варить суп. Или печь кекс. Днем! Очень удобно, оказывается. Правда, та же кухня становилась «западней»: количество чаепитий в уютной домашней обстановке увеличилось примерно в два раза.

Сделай сам

На самом деле работа на удаленке - в первую очередь вопрос самодисциплины, отмечают многие.
- Признаюсь честно, мне трудно утром встать вовремя и заставить себя работать, - говорит Оксана Кормильцева, работающая менеджером по продажам в одной из череповецких компаний. - Буквально заставляешь себя взяться за телефон, начать звонить клиентам, открыть электронную почту… Даже домашняя одежда расслабляет! Офис все же дисциплинирует.
- Для меня несомненный плюс - час дополнительного утреннего сна. Я сова и теперь высыпаюсь, - поделилась пресс-секретарь Вологодского региона СЖД Лилия Сенченко. - Кроме того, мне не надо тратить времени на дорогу на работу и обратно, я не стою в пробках и не трачусь на бензин. В принципе траты вообще снизились: на удаленной работе мне не нужны офисная одежда и обувь.
Среди минусов многие отмечают недостаток живого общения, городских улиц, движения. Готовить дома также стали гораздо больше: кто-то это любит и делает с удовольствием, а кто-то - не очень. Привычный режим внедомашнего досуга нарушен, приходится заполнять его едой и гаджетами.
- Так как почти все наши домашние на удаленке заняты, то в жизни у маленькой дочки определенно стало больше планшета и телевизора, - отмечает Лариса Турова. - Конечно, сильно не хватает кружков, они помогали детям структурировать свое время. И полноценных прогулок. Но в целом, мне кажется, за семь недель мы уже привыкли к такому режиму существования.
- Справедливости ради все очень хотят возвращения в офис, - отмечает Олег Серов. - Так что если развивать тему о том, что данный коронакризис преобразует многие бизнес-процессы, то офис исключать рано.
- Несмотря на то, что мы вовремя подключили различные онлайн-сервисы, это не заменит живого общения, потому что при этом совершенно другой кредит доверия, - резюмирует Ольга Смирнова. - Поэтому, как только ситуация изменится, мы непременно вернем «живой» офис.
Социолог Мария Соколова подтверждает: какой бы привлекательной ни казалась многим работа дома - уютненько, комфортно, никаких пробок и сухомятки вместо полноценного обеда, - большинство сотрудников регулярно уточняет, когда можно вернуться в офис. Даже постоянная связь в общих чатах и других средствах коммуникации не заменит живого обсуждения рабочих вопросов, считает она.
Самоизоляция Дистанционная работа

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: