Когда Вологда перестанет «плавать» после сильных дождей?

statics/images/arcticles/082021/11082021x0954b2a6.jpg
Ливни всегда застают вологжан врасплох.
Фото Даниила Зинченко
statics/images/arcticles/082021/11082021x080d1190.jpg
Многие тротуары даже через несколько часов после дождя остаются залитыми водой.
Фото Игоря Аксеновского

Редко, но метко льют нынешним летом дожди. Областная столица при этом превращается, можно сказать, в одну гигантскую лужу. По улицам Козленской и Предтеченской идти нельзя, а плыть - вполне. В других районах города - аналогичная ситуация. Такая история повторяется из года в год, ливневка с большим объемом воды не справляется. Кто виноват и что делать, выясняли наши корреспонденты.

Голые пятки в городе

- На улице Козленской перед ливнем нельзя оставлять машину - есть большой риск потом просто в нее не попасть, так как ее зальет. Помню, как пролезала на водительское сидение через заднюю дверь, чтобы сберечь хорошую обувь, - вспоминает вологжанка Ольга.

- Не забыть, как на Предтеченской после ливня я возвращалась с работы: закатала джинсы до колена, взяла кеды в руки и бодренько добежала босиком до ЦУМа. Только там нашла более-менее сухое пространство, чтобы обуться и больше не бояться наступить голой пяткой на камень, осколок или гвоздь, - делится еще одна жительница Вологды Елена.

Гораздо больше понимания после памятного июльского ливня проявил мэр города Сергей Воропанов. «Вот такое у нас нынче лето. Аномальная жара, редкие, но сильные грозы. Сегодня в городе за час выпало 16 миллиметров осадков при месячной норме 76. Четверть нормы! Необходимо время, чтобы ливневка справилась с таким объемом. Водоканал и управляющие компании должны отработать места подтопления», - написал градоначальник на своей страничке в соцсети.

Эту же тему он поднимал в августе 2020 года: «Сильные дожди показывают проблемные точки нашей ливневой системы. Спасибо вологжанам, которые помогают их выявлять. Делитесь, будем прорабатывать точечно».

Болевые точки города 

Как рассказал «КС» заместитель начальника Департамента городского хозяйства Леонид Степанов, сейчас в Вологде действует более 300 километров сетей водоотведения поверхностных сточных вод или, проще говоря, ливневки. И ее состояние - не самое плохое, о чем говорилось на недавнем совещании в Минстрое. В областном центре сети изношены на 70 процентов, а есть регионы, где износ зашкаливает за 90. Пример - июльские потопы в южных городах. Там со сточными водами еще сложнее: ливневая и бытовая канализация зачастую соединяются в одну и сливаются, скажем, в горную речку. Жители равнинной местности этим, как правило, не грешат: у нас в реки утекает только дождевая и талая вода.

С ливневкой непросто во всей стране: за отведение поверхностных вод граждане не платят, платят лишь юридические лица. На эти деньги устаревшие сети полностью в порядок не привести. Здесь нужны серьезные бюджетные вливания, которыми регионы пока похвастаться не могут. Проблема уже обозначена на федеральном уровне, предложения поступают. Одно из них - создать специальный фонд (по типу фонда капремонта), где будут аккумулироваться средства исключительно на ремонт и строительство ливневой канализации.

Пока же российские города решают проблему, как могут. В частности, в Вологде, по словам Леонида Степанова, разработана стратегическая схема развития сети ливневой канализации с разбивкой по этапам и годам в соответствии с федеральными целевыми программами. Каждый год в областном центре идет реконструкция существующих сетей и строительство новых. План разработан городскими властями совместно с МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал». А все работы предприятие оплачивает из собственных средств - на это у него есть инвестиционная программа. 

- Все болевые точки нам известны, - делится  Леонид Степанов. - Одна из них, в частности, была на улице Северной. Там на большой территории имелся всего лишь один колодец, поэтому после дождей стояли лужи. Сейчас их нет - для этого был установлен дополнительный дождеприемник (цена вопроса - минимум 50 тысяч рублей). Гораздо суше стал заезд в ТЦ «Мармелад»: в прошлом году там проложили 100 метров новых сетей и смонтировали три колодца. Еще два появились на улице Ленинградской у ТЦ «Луч» и один - на пересечении с улицей Петина. Другое дело - проблемы, требующие огромных финансовых затрат, их сразу не решить, поэтому они включены в долгосрочный план.

Придется потерпеть?

Модернизация ливневки идет в Вологде каждый год - по графику. В частности, в 2018 - 2020 годах в областной столице построили 3,6 километра водоотводных сетей (самые масштабные работы прошли на улице Самойло), отремонтировали еще порядка 800 метров. 

Справка

Заявки на ликвидацию подтопления вологжане могут круглосуточно направлять в аварийно-диспетчерскую службу  Вологдагорводоканала: 
75-72-15, 75-33-49 
или в Единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС): 72-45-00.

- Обустройство ливневой канализации - очень важный вопрос для нашего старинного города, где на отдельных участках дорог таких сетей не было предусмотрено в принципе. Сейчас ливневка в обязательном порядке монтируется или восстанавливается на дорогах, где запланирован ремонт в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В 2019 году таким образом ливневку проложили на улицах Пугачева и Челюскинцев. В 2020 году ее обустроили на улицах Можайского, Ветошкина, Благовещенской, Мохова, - цитирует мэра Сергея Воропанова пресс-служба городской администрации.

В этом году в рамках «дорожного» нацпроекта МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» уже заменил два участка водоотводных сетей длиной 85 и 215 метров на улице Воровского. В ближайших планах - реконструкция в районе перекрестка Воровского и проспекта Победы (160 метров), на улице Галкинской (от Герцена до Козленской, 210 метров), на улице Левичева (от Ветошкина до Герцена, 165 метров), а также на улице Доронинской.

Устройство ливневой канализации предусматривается и при строительстве новых городских улиц, а при ремонте дорог и дворов рабочие делают уклон в сторону существующих дождеприемников и водоотводных труб. Кроме того, сейчас тротуары в областном центре асфальтируют вровень с поребриком (бордюром), чтобы он не мешал воде скатываться на проезжую часть. Это особенно важно после ливней и в период активного таяния снега. 

В это время система, как правило, не справляется с объемом поверхностных сточных вод - он превышает пропускную способность ливневки. Как следствие, вода уходит медленно, зачастую подтапливая территории. 

Подробная карта мест подтоплений улично-дорожной сети Вологды имеется. Ее составил все тот же Водоканал совместно с департаментом городского хозяйства. Предприятие (особенно в период паводка) регулярно обследует ливневку, промывает трубы, прорезает борозды в ледяных обочинах, чистит кюветы, колодцы, решетки водопропускных труб и, конечно, ликвидирует потопы.

- Ливневая система рассчитана на конкретную площадь дороги и среднее количество осадков в этой местности, - говорит Леонид Степанов. - Исходя из этих цифр и рассчитывается диаметр сетей: скажем, если на данном участке хватит 200-миллиметровых труб, такие здесь и прокладываются. Зарыть в землю трубы большего диаметра (к примеру, 500) - это экономически нецелесообразно. Как неразумно и установить колодец на каждом квадратном метре - бюджет такое просто не потянет. И это мировая практика: ни в одной стране не закапывают деньги в расчете на максимальные осадки. Вот почему после аномальных ливней вологжанам придется немножко потерпеть, как это делают люди во всем мире. Точно так же мы терпим зимой последствия большого снегопада - когда и дворники, и техника по несколько дней расчищают дворы и дороги. А граждане тем временем вынужденно штурмуют сугробы.

 

Ливневая система

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: