Как вологжане помогали осваивать Арктику
600 лет назад, в июле 1424 года, к южному побережью острова Грумант, ныне известного как архипелаг Шпицберген, причалили суда новгородских повольников, переселившихся ранее на Сухону и Северную Двину. Та стартовавшая из Великого Устюга экспедиция стала одной из знаковых вех в освоении Арктики.
За серебром
Считается, что активное освоение северных территорий началось после создания в 1435 году на Соловецких островах православного монастыря, одним из основателей которого был инок кирилло-белозерской обители Савватий. Бок о бок с ним трудился и уроженец Тотьмы монах Герман.
С начала XVI века на север начинаются «государевы экспедиции для поисков серебряных руд», неизменными участниками которых становятся мореходы из Тотьмы, Вологды и Великого Устюга. Найти залежи серебра за Полярным кругом долгое время не удавалось, зато постепенно составлялись карты берегов Северного Ледовитого океана и острова Грумант.
В подшивках «Красного Севера» за 1951 год мы нашли статью члена Географического общества СССР Сергея Маркова «Вологжане на Шпицбергене», где приводится сразу несколько любопытных фактов. Например, «когда в конце XVI века голландец Баренц официально «открыл» Шпицберген, 7 500 русских и свыше 30 тысяч промышленников-зверобоев уже занимались морским промыслом в Ледовитом океане, в том числе и на Груманте, называя себя груманланами».
Позднее на Шпицбергене стали появляться постоянные русские поселения и значительной частью жителей в них опять-таки становились наши земляки. Самый известный из них - вологодский купец Иван Старостин, который, согласно летописям, провел на Груманте 32 полярные зимы.
Навечно останется в памяти потомков и уроженец Великого Устюга Никита Шалауров, чье имя теперь нанесено на все морские карты и лоции. В середине XVIII столетия устюжанин вместе с компаньоном Иваном Баховым подал прошение о дозволении сыскать северный морской путь из устья Лены в Тихий океан. После чего три года подряд вместе с командой ссыльных солдат пытался на небольшом суденышке пробиться через лед на восток. От трудностей и болезней команда разбежалась, но Шалауров не оставил своей мечты. Он собрал новую экспедицию и снова пошел покорять Арктику. Судно раздавили льды, а сам устюжанин погиб, но успел оставить потомкам карту берега Восточно-Сибирского моря.
За золотом
Кстати, интересные заметки об этом море уже в наше время оставил старейший вологодский журналист Василий Белоусов. В 70-х и 80-х годах он был участником сразу нескольких арктических экспедиций.
- Однажды в Мурманскую больницу обратился наш земляк Владимир Кравцов, пожаловавшийся на боль в желудке. Выяснилось, что Владимир 18 лет прожил с проглоченной зубной щеткой! - вспоминает Василий Белоусов. - Казус случился еще во время первого рейса молодого морехода. Он решил почистить зубы, но только принялся за дело, судно сильно тряхнуло. От неожиданности вологжанин качнулся и инстинктивно ухватился за стенку каюты, а щетка как-то сама собой проскочила в горло. Сказать об этом сразу молодой матрос не решился - побоялся, что товарищи засмеют. А потом благополучно забыл о произошедшем - инородный предмет его поначалу не беспокоил, а при ежегодных медосмотрах пластмассовая основа щетки не давала «отпечатка» на рентгеновских снимках. Щетку потом все же извлекли, и вовремя - за годы желудок моряка был серьезно травмирован.
Довелось стать Василию Белоусову и непосредственным очевидцем событий, связанных с поднятием со дна Баренцева моря нескольких сотен слитков золота высочайшей пробы в 80-х годах. Летом 1942 года этим золотом за поставки военной техники по ленд-лизу Советский Союз рассчитался с союзниками. Слитки загрузили на английский крейсер «Эдинбург», но до места назначения он так и не дошел - был торпедирован немцами и затонул на глубине 260 метров.
Из 465 находившихся на борту крейсера слитков за несколько экспедиций смогли поднять 460.
На берег ценный груз доставило судно «Стефанитурм» - на этом настояли англичане. И только потом выяснилось, что основная часть его экипажа состоит из немцев, в том числе и тех, чьи отцы воевали на стороне противника. У входа в грузовой отсек находилась вооруженная охрана, и все же один из «обиженных» немцев сумел устроить диверсию - забил отверстия для врезных замков пластиком и иголками, поэтому открыть дверь с первого раза не получилось. Естественно, потом слитки все-таки достали и поделили в рамках межгосударственного соглашения. Всего на долю Советского Союза пришлось тогда более двух тонн золота.
Коралловые поляны
Интересные находки выпадают и на долю современных вологодских «глубоководников». Руководитель комиссии «Научный дайвинг» регионального отделения РГО Александр Губин несколько последних лет работает сразу в двух регионах - Вологодской и Мурманской областях, имея возможность по пять-шесть раз в год совершать погружения в Баренцевом море. Фотографии Губина с подводными обитателями по-настоящему завораживают.
А еще нашему земляку официально принадлежит мировой рекорд погружений за Полярным кругом. В 2015 году вологжанин вместе с двумя другими российскими дайверами, Дмитрием Шиллером и Максимом Астаховым, смог достичь в Баренцевом море глубины в 111 метров, не имея тяжелого водолазного снаряжения.
Мы исследовали прибрежную линию у острова Врангель. Прилетели в июне, а там еще толщина льда под два метра! Чтобы опуститься, находили узкие тюленьи лазы для дыхания и расширяли их. Такие погружения сопряжены с определенным риском, но иного выхода не было. Зато под водой - красотища, целые «поляны» полярных кораллов. Причем, если в Баренцевом море они обычно встречаются на глубинах от 20 метров и более, то у Врангеля начинаются с семи-восьми метров.
Участвуют вологжане в изучении Арктики и по другим направлениям. В 2019 году спасатели арктического центра «Вытегра» МЧС России Юрий Сизов и Дмитрий Евсеев помогли восстановить старый самолетный ангар на Земле Франца Иосифа, где впоследствии разместился музей освоения Крайнего Севера. Десятки вологжан работают сейчас на компрессорных станциях полуострова Ямал, добывая и перекачивая природный газ с Бованенковского месторождения. Наши земляки помогли построить и железную дорогу Обская - Карская - самую северную в мире!
А еще они проектируют платформы для глубоководной добычи нефти и газа в Баренцевом море, поставляют на полярные станции специальные модули для проживания персонала и обустройства складских помещений и строят новый терминал аэропорта в Мурманске. А значит, «вологодский след» в освоении Арктики останется таким же весомым, как и 100, и 300, и 600 лет назад.
Максим ВОЛОДИН
Комментарии (0)