Как Вологда боролась за право построить Вечный огонь

statics/images/arcticles/062019/19062019x72b9d4c1.jpg
6 мая 2005 года 83-летний Виктор Грибанов, инициатор строительства мемориала, вновь зажег пламя обновленного Вечного огня.
Фото предоставлено Сергеем Грибановым
statics/images/arcticles/062019/19062019xd09b3567.jpg
Марс Гисматулин.
Довольно простой в плане архитектурного исполнения, не помпезный по объемам, скромный в использовании строительных материалов, Вечный огонь, тем не менее, весьма точно отражает трагизм военной поры. Кроме того, именно площадь Революции стала 9 мая 1945 года стихийным местом сбора вологжан, центром празднования начала нового мирного времени. Но мало кто знает, что Вечный огонь появился в Вологде во многом случайно и вопреки существовавшей в СССР практике сооружения подобных мемориалов.

Решение окончательное

День Победы получил статус государственного праздника в 1965 году. Начиная с этого года 9 мая стало нерабочим днем. Именно в этот день на бывшей Плац-парадной площади Вологды, превращенной в 1935 году в Кировский сквер, состоялась закладка мемориала с именами вологжан - Героев Советского Союза. Его открытие 27 октября 1968 года приурочили к 50-летию Комсомола. Вплоть до постройки мемориала Вечный огонь обелиск в Кировском сквере был главным памятником воинской славы вологжан.
В январе 1975 года в обкоме партии на одном из совещаний с участием первого секретаря Вологодского обкома Анатолия Дрыгина обсуждался вопрос подготовки достойной встречи 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. Бывший командир минометной батареи 2-го мехбатальона 18-й мехбригады, Герой Социалистического Труда Виктор Грибанов предложил открыть в Вологде Вечный огонь. 
И хотя отношения между Анатолием Семеновичем и председателем облисполкома нельзя было назвать идеальными, первый поддержал предложение Грибанова.
В своих мемуарах «Память сердца» Виктор Алексеевич так описывает историю создания монумента: «…Оказалось, что получить разрешение на строительство памятника будет невозможно, поскольку такой знак полагался только тем городам, в которых велись боевые действия. Но ведь Вологда всю войну, по сути, была прифронтовым городом: вологжане принимали самое активное участие в войне, храбро сражались на всех фронтах и особенно выдающуюся роль сыграли в обороне Ленинграда. Поэтому у нас было моральное право на такую память». 
Чтобы не получить потом нагоняй из Москвы, Виктор Грибанов заранее поставил в известность председателя Совета Министров РСФСР Михаила Соломенцева о совместном решении обкома и облисполкома: Вечному огню в Вологде быть!
Эту информацию подтвердил «Красному Северу» один из проектировщиков Вечного огня - действительный член Международной академии творчества Марс Гисматулин. В 1972 - 1978 годах Марс Якубович был главным архитектором проектов института «ВологодГражданПроект».

Танк-ветеран взошел
на постамент своим ходом

В самый разгар работ Анатолий Семенович одобрил еще одну идею Виктора Грибанова - соорудить в Вологде к 30-летию Победы памятник труженикам тыла.
Одной из ярких страниц трудового подвига вологжан в годы войны стал сбор средств на формирование танковой колонны «Вологодский колхозник». Поэтому было высказано предложение установить на постаменте танк Т-34. 


- Поскольку я в тот момент проектировал застройку улицы Мира, Анатолий Дрыгин доверил мне сделать эскиз постамента. Помогали коллеги-архитекторы. На мой взгляд, с задачей мы справились. Получилось, что танк будто взлетает, летит вперед. Бывая в Вологде, я обязательно прихожу посмотреть на этот памятник, - утверждает Гисматулин. 
Проблема была одна - где взять настоящий танк Т-34, и желательно, чтобы он был с историей: участвовал в войне. Помогли военные связи Анатолия Дрыгина и руководства дислоцировавшегося на тот момент в Вологде танкового полка. По линии Министерства обороны танк-ветеран 1944 года выпуска был найден на территории Белорусского военного округа. Техника была в полном рабочем состоянии. В Вологду ее доставили на железнодорожной платформе. А вот непосредственно на сам постамент Т-34 взошел своим ходом. За его рычагами сидел командир танкового полка майор Евгений Сидоров. Об этом «Красному Северу» рассказал его сын - руководитель городской организации «Боевое братство» Игорь Сидоров.
Открытие памятника Т-34 состоялось 8 мая 1975 года. В завершение церемонии, свидетелем которой был и автор этих строк, мимо мемориала прошли по улице Мира торжественным маршем 
боевые машины вологодского танкового полка.

Зимой 1975 года Анатолий Дрыгин принял окончательное решение возвести в Вологде мемориал Вечный огонь. Поскольку сооружение памятника носило полуофициальный характер, все расходы по его строительству велись за счет областного бюджета, а проектирование памятника было поручено группе местных архитекторов: Александру Аксарину, Марсу Гисматулину, Николаю Луценко и Николаю Челнокову.
На все про все проектировщикам института «ВологодГражданПроект» и строителям из Вологодской научно-реставрационной мастерской понадобилось чуть более трех месяцев. Периметр памятника облицевали карельским камнем, который пилили на территории базы в Спасо-Прилуцком монастыре. Стройку лично курировал Виктор Грибанов. Появлялся на объекте и Анатолий Дрыгин.
- Знайте, я считаю, что Вологодчине повезло: в те годы у руля региона стоял такой руководитель, как Анатолий Дрыгин. Он внес колоссальный вклад в развитие промышленности, социальной сферы, культуры, сельского хозяйства и архитектуры области. Когда в Москве проезжаю мимо Троекуровского кладбища, где находится могила Анатолия Семеновича, в память о знакомстве с этим человеком я всегда нажимаю на гудок своего автомобиля, - заявил Марс Гисматулин.

Сохраняя традиции

Церемония открытия мемориала Вечный огонь началась 9 мая 1975 года с небольшого митинга. 
В сопровождении почетного эскорта воинов Вологодского гарнизона на площади Революции появился бронетранспортер, на котором находился факел с Вечным огнем, зажженным у могилы Неизвестного солдата в Москве. Факел приняли ветераны войны: член ЦК КПСС, первый секретарь Вологодского обкома КПСС Анатолий Дрыгин, Герои Советского Союза Илья Уланов и Борис Фарунцев, полный кавалер ордена Славы Николай Павлушков, защитник Брестской крепости Анатолий Виноградов. Факел с огнем поднес к горелке Анатолий Дрыгин.
Архитектурный облик Вечного огня претерпел за 44 года своего существования минимальные изменения. В начале 1980-х годов его накладные металлические буквы были заменены выгравированными на граните. В 2005 году было заменено газовое оборудование, сделано новое гранитное покрытие постамента, по периметру мемориала установлены светильники.
На время капитального ремонта памятника пламя было потушено, но не потеряно. Еще в мае 2000 года именно от вологодского Вечного огня был зажжен Вечный огонь в Череповце. Его частицу привезли в Вологду в мае 2005 года для обновленного мемориала в том же факеле, в котором 9 мая 1975 года огонь доставили из Москвы на Вологодчину. Все эти годы факел в качестве ценного экспоната бережно хранился в Вологодском музее-заповеднике. Сегодня он также находится в Вологодском кремле.
Зажег Вечный огонь 6 мая 2005 года 83-летний Виктор Грибанов. Для этого ветеран войны просто встал на колени, отдавая дань уважения погибшим товарищам. 
У многих присутствовавших на этом мероприятии вологжан на глазах выступили слезы…
Память Вечный огонь

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: