Как в Вологде найти «правильный» фитнес?
Фитнес-центры и тренажерные залы в городских микрорайонах растут как грибы после дождя: люди все больше внимания уделяют здоровью и культуре тела. Но всегда ли эти услуги соответствуют требованиям качества и потребительского законодательства? «Красный Север» и специалисты Общества по защите прав потребителей посетили несколько спортивных объектов областного центра.
Дети мешают заниматься
Вологжанка Ольга недовольна тем, что на занятия в тренажерном зале вместе с мамами тренер пускает и их детей.
- Они балуются, бегают по залу, и ты каждый раз боишься, что можешь задеть ребенка рукой или гантелями. Удовольствие от занятий теряется, - недовольна девушка. - Понимаю, что некоторым мамам вечером не с кем оставить малышей, и тренер идет им навстречу. Но ведь это не по правилам!
Конечно, не по правилам: услуга не соответствует требованиям безопасности. Но как решить эту проблему в спортклубах?
Недавно открывшийся фитнес-центр на Окружном шоссе занимает целый этаж нового здания. Администратор удивлена: что вы, у нас в зале занимаются только взрослые, нахождение детей во время занятий запрещено правилами, мы знакомим с ними клиентов при подписании договора.
Пришлось верить на слово, хотя по Закону «О защите прав потребителей» информация - наименование, принадлежность организации, адрес, режим работы, перечень оказываемых услуг, их стоимость, условия оказания, сведения о квалификации обслуживающего персонала, медицинские противопоказания, правила поведения клиентов, место нахождения медицинской помощи - должна быть доведена в наглядном и доступном виде при входе в помещение.
- Мы только начинаем работу и еще не успели оформить, - оправдывается девушка.
Но поздно: доверие к заведению, нарушающему основное право потребителя - право на информацию, - уже испарилось.
Зато в другом спортивном клубе, расположенном на улице Ленинградской, нам сразу предложили пролистать лежащую на стойке внушительную пластиковую папку-раскладушку, где собраны все сведения об организации, правилах, программах, ценах, условиях, обслуживающем персонале и так далее. Кроме того, два администратора обстоятельно ответили на все наши вопросы. Конечно же, на взрослые занятия дети не допускаются, но есть специальные детские группы, работа которых сертифицирована в полном соответствии с ГОСТом на данный вид спортивной деятельности. И, наоборот, взрослым запрещен вход в помещения, где занимаются детские группы. Правда, родители могут понаблюдать за ними через окно.
Проблему «не с кем оставить ребенка» решили цивилизованно: оборудовали игровую комнату, чтобы, пока мамы занимаются, малыши не скучали. Смутило одно - человека, ответственного за их пребывание, нет.
- Конечно, мы приглядываем по мере возможности, - пояснили администраторы.
А если такой возможности не будет?
Зато в элитном фитнес-центре на улице Петина есть и игровая комната, и специальный сотрудник, занимающийся с ребятишками. Более того, мамы сдают своих чад под расписку: эта услуга отдельно обозначена в ведомости. Понятно, что и цены в этом заведении соответствующие.
Побывали мы и в физкультурно-оздоровительном центре, на который пожаловалась Ольга.
- С детьми не пускаем, сами убедитесь, - пригласили нас понаблюдать за занятиями сотрудники. - Возможно, такое случалось во время поздних занятий, когда администратор заканчивал работу, оставляя вместо себя охрану, вот тренер и допускал самоуправство. Сейчас представителю администрации вменено в обязанности оставаться до закрытия заведения. В любом случае клиенту следовало довести свою претензию до руководства или оставить запись в Книге отзывов.
Добавим, что при неустранении недостатков или нарушении требований к качеству услуг потребитель вправе потребовать расторжения договора и компенсации всех понесенных им убытков.
Деньги или занятия?
Вологжанин Семен приобрел полугодовой абонемент в спортивный клуб, но из-за отсутствия прививки от коронавируса и QR-кода его туда не пускают. Молодой человек хотел бы вообще отказаться от занятий и получить назад деньги, но ему отказали, поскольку в договоре написано, что оставшаяся сумма за неиспользованный период возврату не подлежит. Другая посетительница, Анжела, не хочет расторгать договор, но просит продлить пропущенные занятия. И тоже отказ: по условиям договора они не восстанавливаются.
В тему
Отстоять свои права законным способом можно только в том случае, если организация работает легально. Многие и договоров-то с клиентами не заключают, позиционируя себя в качестве любительских объединений по интересам. Поэтому в случае чего и спросить с них нечего. На карте областного центра можно найти более 100 спортклубов и фитнес-центров, и их количество с каждым днем увеличивается. А между тем в официальном реестре организаций, оказывающих спортивные услуги, соответствующие требованиям законодательства, значится всего 35.
Что же говорит по этому поводу законодательство? Право потребителя в любое время расторгнуть договор закреплено в законе «О защите прав потребителей». Он может рассчитывать на возврат денежных средств за еще не оказанные ему услуги, а исполнитель имеет право претендовать только на ту сумму, которая покрывает его фактические расходы, и должен доказать это документально. Включение в текст договора условий о том, что за неиспользованный период деньги возврату не подлежат либо с потребителя будут удержаны какие-либо штрафы в виде фиксированных сумм, ущемляет права потребителя (ст. 16).
В случае пропуска занятий ситуация иная. ГК РФ гласит, что в случае невозможности исполнения услуг по вине потребителя он должен оплатить их полностью, если иное не предусмотрено договором. В данном случае закон не на стороне клиента, и у Анжелы выход один - еще раз попытаться мирно договориться с руководством о восстановлении пропущенных занятий.
Но, к сожалению, есть организации, не желающие идти на уступки посетителям, более того, включающие в договор условия, которые ущемляют их права. И обращение Семена - тому подтверждение. Мужчина должен направить в адрес руководства клуба официальное заявление с требованием расторжения договора и возврата денег и, если оно не будет удовлетворено, обязать сделать это через суд. Он может также написать жалобу в Роспотребнадзор.
Комментарии (0)