Как сухонские подводные лодки на Севере воевали

statics/images/arcticles/072022/27072022x48edfbd6.jpg
Подводная лодка С-104 была награждена орденом Красного Знамени.
Фото с сайта sovboat.ru

Июль изобилует морскими праздниками, среди которых День рыбака, День победы русского флота над турецким в Чесменском сражении, День работников морского и речного флота. А 31 числа мы будем отмечать праздник Военно-Морского Флота России. К этому событию я и приурочил свое письмо о некоторых важных фактах из жизни Сухонского пароходства. 

Ранней весной 1943 года с Каспия на Север по внутренним вод­ным путям и через Сухону были перегнаны подводные лодки средней серии и «малютки». Из-за чрезмерных для речных условий осадок лодки были размещены в транспортных доках - плавучих громоздких сооружениях, не очень-то удобных для их буксировки. Операции эти весьма сложные и по времени ограничивались путевыми возможностями Нижней Сухоны. И не случайно большая группа участников была удостоена государственных наград. Информация об этих переходах подводных лодок обычно вызывает повышенный интерес, но не менее любопытна дальнейшая их судьба.

Особо отличился капитан Василий Тураев, командовавший нашей подлодкой С-104, которая в боевом походе 20 июня 1944 года обнаружила конвой противника, состоявший из двух транспортных судов в охранении восьми кораблей противолодочной обороны. Быстро сориентировавшись и выйдя на курс атаки с перископной глубины, с интервалом восемь секунд он произвел залп «веером» четырьмя торпедами. Каждая торпеда нашла свою цель. После этого полтора часа лодку преследовали, сбросив на нее безрезультатно 41 глубинную бомбу.

В нашем подводном флоте торпедный залп, который одновременно пустил на дно три цели, был осуществлен впервые. Не было такого и у немецких подводных асов.

Подводная лодка С-104 была награждена орденом Красного знамени, а ее командир Тураев, единственный из подводников, помимо других наград, получил такой орден пять раз!

В боевых операциях наши, можно сказать, сухонские, лодки потерь не имели, но одну из них - М-200 («Месть») - трагедия настигла уже в мирное время на Балтике, куда она была перебазирована после окончания войны. Под командованием капитана Тураева лодка выполнила 6 успешных боевых походов. В одном из них, 21 января 1944 года, лодка всплыла в 25 метрах от подстерегавшего ее вражеского сторожевого корабля, который открыл по ней пушечно-пулеметный огонь. Экстренным погружением судно избежало, казалось бы, неминуемого поражения. Но через 12 лет, 21 ноября 1956 года, в Балтийском море М-200 столкнулась с нашим же миноносцем «Статный» и затонула на 50-метровой глубине, при этом погибло 28 моряков. Причиной столкновения явилось совершенно необъяснимое поведение вновь назначенного командира лодки, в последний момент перед расхождением пошедшего наперерез курсу встречного миноносца. 

А гибель подводников, остававшихся живыми более 30 часов в затопленной лодке, по независимой оценке, остается на совести командования Балтийским флотом, проведшего самую бездарную спасательную операцию в истории советского ВМФ. Кстати, на М-200 погиб старший лейтенант Владислав Колпаков, Славка, однокашник писателя Виктора Конецкого, ставший прототипом героя его рассказа «Если позовет товарищ» по прозвищу Манька. Правда, автор пожалел Маньку, сохранив его живым в своем рассказе.

Работая над этой статьей, обратил внимание на самые различные, порой противоречивые, оценки одних и тех же событий и морских баталий, а успешность ряда операций подводников ставится под сомнение, как неподтвержденных документально. Но, как утверждает журнал «Форум»: «Сомнению не подлежит только величайшее мастерство речников Сухоны, которые успешно провели по реке самые разные корабли с большой осадкой».

И не только корабли! Ежегодно по весне с 1942 по 1945 год по Сухоне спускались на Архангельск волжские баржи с флотским мазутом, по своим габаритам сопоставимые с размерами транспортных доков с размещенными на них подводными лодками. В Устье-Вологодском еще долгие годы стояли у берега, выполняя вспомогательные функции, оставленные Сухонскому пароходству волжские нефтянки под названием «Теберда» и «Сорога». Они напоминали о напряженных навигациях военного времени, которые продолжались и в послевоенные годы. Но с вводом в действие Волго-Балта в 1964 году необходимость в таких непредсказуемых рейсах отпала, и больше подводные лодки на Сухоне не появлялись.

Александр КОНТ, Вологда

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: