Как развивается ситуация с отменой авиарейсов для вологжан?

statics/images/arcticles/052020/20052020x03787780.jpg
Пляжи Бали закрыты, а местное население стало настороженно относиться к приезжим, считая их главными разносчиками вируса.
Фото Лии Киргетовой
statics/images/arcticles/052020/20052020x41eb813b.jpg
Лия Киргетова.
Вологжанка Лия Киргетова оказалась в буквальном смысле пленницей острова Бали. Приехав сюда зимой, она не может выбраться на родину. Тем временем авиаперевозчики меняют правила игры для тех, чьи рейсы были отменены из-за пандемии.

Новая картина мира

Забаррикадированные пляжи, закрытые кафе и магазины, деревенские жители, шарахающиеся от белых туристов… Информация об авиарейсах в Россию появляется дня за два до вылета и постоянно меняется.
Вологжанка Лия Киргетова традиционно проводила зимне-весенние месяцы в Юго-Восточной Азии: она создала собственный образовательный бизнес, который позволяет подобный удаленный режим работы. С Бали она должна была улететь 22 апреля.
- Паника началась с 20 марта, когда власти Индонезии объявили о закрытии границ, но даже еще тогда мы не совсем понимали, что происходит, - вспоминает Лия. - У меня был обратный билет Emirates Airlines, но на сайте никаких сведений не было. Только в конце марта я получила уведомление, что мой рейс отменен.
Странно, отмечает Лия, что практически вся официальная информация публикуется только в Telegram, FaceBook и Instagram - таких «необязательных» социальных сетях, на которые подписано не так много россиян. Так, 26 марта она случайно (!) в Телеграм-канале МИДа Индонезии прочитала сообщение, что русским туристам нужно до 00.00 часов заполнить форму для регистрации на последние рейсы.
Люди заметались, билеты на «последние рейсы» продавались по 52 000 рублей, и их покупали. В аэропорту Денпасара собрались толпы людей, семьи с детьми, которые отменили свою аренду, собрали вещи, понадеявшись на регистрацию… Списки по этой регистрации оказались двойными, тройными, кого-то выводили прямо из самолета: царил настоящий хаос. Информация менялась каждый день. Теперь Лия говорит, что «последних рейсов» за эти два месяца видела уже немало. Ее восхитила работа российского консула, который ведет работу с взвинченными рыдающими людьми буквально 24 часа в сутки.
Сейчас билеты на так называемые «эвакуационные» рейсы продаются от 400 евро (около 34 000 рублей).
- Никакой бесплатной эвакуации нет, это миф, - подчеркивает вологжанка. - Возможно, были единичные случаи, когда на борт брали людей совсем уж на грани, без денег, с детьми. Но по факту, даже если нет денег - бери кредит, рассрочку на сайте «Аэрофлота», однако летишь за свой счет.
На днях был новый «последний рейс» в Москву от «Аэрофлота», но сейчас Лия попросту боится возвращаться в Москву, где много зараженных. На Бали случаи единичные, но есть другие трудности... 

Местные реалии

Пришлось перебраться из сельской местности, где она сначала снимала жилье, в европейские районы Денпасара. Дело в том, что с конца марта на местном ТВ началась активная пропаганда, якобы «заразу принесли белые люди», и местные жители, довольно приветливые до этого, стали очень нервно реагировать на присутствие европейцев. Мальчишки натягивают футболки на голову, женщины прячутся в платки и стараются поскорее уйти, местные мужчины организуются в добровольные дружины и перекрывают въезды в селения. В столице спокойнее: здесь живет много белых.
- 2 400 рублей в сутки, которые обещаны россиянам в качестве материальной помощи тем, кто застрял в дни пандемии за границей, вполне достаточно, чтобы чувствовать себя здесь комфортно, - подчеркивает Лия. - К примеру, украинцев и белорусов вообще бросили, им не обещано никакой помощи.
Материальная помощь полагается с даты обратного билета до вылета на родину. Но дело в том, что пока она так и не смогла получить этих выплат, хотя уже девять раз оформляла заявку на сайте госуслуг. Каждый раз после подачи заявки нужно в течение 48 часов лично дозвониться на «горячую линию» МИДа, чтобы узнать ее статус. Ждать на линии иногда приходится по четыре-пять часов! И каждый раз оператор сообщает, что система выдает какую-то ошибку в данных. Приходится заполнять заявку снова и снова звонить.
- Да и те выплаты, которые сейчас люди стали получать, происходят по какому-то странному алгоритму, это похоже на лотерею, - рассказывает Лия. - Кто-то, получив сумму за один день, потом снова ничего не получает, а кто-то, уже улетев в Россию, получает всю сумму сразу за несколько дней… Пока еще очень много неразберихи.
Власти Индонезии отменили плату за просрочку визы до 29 мая.
По словам Лии, сейчас она проедает ту финансовую подушку, которая была накоплена ее фирмой в зарплатном фонде. Ее малый бизнес «встал на паузу», и новых поступлений нет. Она пробует искать новые ниши в онлайн-бизнесе. В России у нее остались мама, которая живет в Вологде, взрослая дочь и партнер.
- Сейчас ни у кого не может быть долгосрочных планов, - говорит Лия. - Для меня сейчас главное - сберечь здоровье и нервы, сохранить родных.

В тему

Госдума приняла в первом чтении закон, позволяющий авиаперевозчикам переносить обязательства по несостоявшимся из-за коронавируса перелетам на более поздние сроки. Как полагают эксперты, это избавит пострадавший от закрытия границ и отмены авиасообщения бизнес от необходимости немедленно рассчитаться с клиентами.

Сейчас большинство претензий в отрасли регулируется в досудебном порядке. Но новые нормы - необходимый инструмент для такой работы, уверены специалисты.

Работать новый механизм будет довольно просто: оператор или авиакомпания предложит вам за несостоявшуюся поездку ваучер на ту сумму, которую вы уже оплатили. В течение определенного срока его можно «обилетить». При этом купить на него разрешат не только точно такой же продукт, за который вы ранее заплатили, но и любой иной тур.

- В марте у нас с подругой сорвалась поездка в Испанию. В туркомпании нам предложили возврат из собственных средств фирмы 30% от понесенных расходов. Получалось, что из 150 тысяч нам могли вернуть не больше 50. Сказали: если не устраивает, то подавайте на оператора в суд. Причем сделать это было можно по месту регистрации компании в Калуге, - рассказывает череповчанин Александр Киселев. 

- Мы созвонились с туроператором, они предложили третий вариант - ваучер. Это нас в принципе устраивает: лучше, чем полгода-год с ними судиться или ждать, когда они смогут выплатить компенсацию.

Понятно, что не все клиенты окажутся столь сговорчивыми, поэтому компании предлагают не только компенсировать свой продукт ваучером, но и предоставить существенную скидку.

Но получить сертификат можно, даже если ваш рейс не был отменен, а вы просто не хотите рисковать в нынешних условиях. Возмещение в форме сертификата доступно всем категориям пассажиров внутренних и международных рейсов, в том числе по невозвратным тарифам. Главное - заблаговременно оповестить перевозчика о своем желании по телефону или электронной почте.

Теперь Правительству и депутатам парламента необходимо определиться со сроками, в которые потребитель сможет использовать ваучер: либо сразу после его получения (против этого выступает туристический бизнес, боясь не справиться с потоком обращений в летний период), либо не раньше года-полутора после его оформления. Планируется, что окончательное решение и принятие законопроекта состоятся в самом конце мая.

Как рассказала руководитель администрации губернатора области Инна Синягина, в ближайшие дни ожидается возвращение на территорию Вологодской области 16 человек из Турции, Таиланда, Камбоджи и Индии.

С начала прекращения массового международного авиасообщения в страну вернулись 57 вологжан, сообщает пресс-служба правительства региона.

- По данным оперативного штаба Вологодской области, сегодня на территории иностранных государств находится 181 житель нашего региона, в установленном порядке подавший заявления на портале Госуслуг. Самое большое количество вологжан остается в Таиланде - 24 человека, Индонезии -15 человек, Индии - 15 человек, Армении - 14, Египте и Таджикистане - по девять человек, - рассказала Инна Синягина.

Вопрос включения в приоритетные полетные списки прорабатывается по каждому отдельному рейсу на федеральном уровне. Большая  часть туристов прибывает рейсами в Москву либо Санкт-Петербург. К встрече вологжан в аэропортах подключены представительства Вологодской области в этих городах.

Артем ПОМЯЛОВ
 

 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: