Как правильно отвечать на грубость?

Только кажется, что этикет придуман для людей, у которых и так нет других проблем, кроме какой вилкой есть салат, а какой - рыбу. На самом же деле правила этикета помогут любому человеку в повседневной жизни, поскольку их главное предназначение - научить сохранять достоинство в любой ситуации.

Иногда мы встречаем людей, которые нам грубят. Это не всегда кто-то хорошо знакомый, к чьим дурным манерам мы привыкли. Зачастую грубость обрушивается на нас не­ожиданно, спонтанно - в транспорте, в магазине, в поликлинике, на улице… Еще обиднее, когда грубость или пренебрежение высказывают люди, которые раньше относились к нам уважительно, например коллеги. Мы не можем сразу достойно ответить, а потом подолгу прокручиваем в голове возможные варианты правильной реакции.

Правила этикета на этот счет однозначны: не следует отвечать на грубость грубостью. Конечно, посоветовать проще, чем сделать, но пытаться необходимо. Если вместо «сама такая» сказать «не разделяю ваше мнение, но спасибо, что нашли время поделиться», дальнейшие препирательства сделают вашего оппонента глупцом в глазах общества. А вот отвечая грубостью на грубость мы лишь покажем себя с наихудшей стороны - и нашу репутацию после этого будет уже очень сложно восстановить.

• В дипломатии распространен такой прием, как перефразирование сказанного собеседником в более корректной форме. Это создает в беседе паузу и вынуждает собеседника пересмотреть свои слова, возможно, даже пожалеть о них. Например: «Правильно ли я понимаю, вы считаете, что я делаю свою работу недостаточно хорошо? Вы уверены, что следует давать такие оценки с учетом, что мы работаем в разных отделах?»

• Не сдает позиций в качестве хорошей защиты и юмор. К примеру, если кто-то некорректно раскритиковал вашу внешность или одежду, можно улыбнуться и ответить: «Спасибо, что вы так внимательны». Это обезоруживает. Наша задача - не переубедить оппонента (как правило, это невозможно даже в ученых диспутах, а уж в перепалках на работе и подавно), а ослабить его позицию в глазах окружающих и его собственных глазах. Если мы начинаем огрызаться, значит, замечание, какое бы оно ни было грубое, попало в цель. Если мы улыбаемся и шутим - собеседник выглядит на контрасте неприятной личностью.

• Еще один эффективный прием - сделать паузу и не отвечать сразу. Это позволяет сохранять контроль над ситуацией.

• И, наконец, очень хорошо помогает «отзеркаливать» энергию собеседника. Но здесь тоже не имеется в виду, что нужно взять на вооружение громкий тон его голоса и его грубую лексику. Имеется в виду - спокойно ответить не на содержание хамской реплики, а на ее эмоциональный посыл. «Ты, наверное, сильно расстроен?», «Вижу, что тебе тяжело здесь находиться», «У тебя сегодня плохое настроение, могу я чем-то тебе помочь?» Ответ, лишенный агрессии, не оставляет места для продолжения конфликта, а грубиян лишается главного оружия - ощущения, что его энергетика действует негативно, заставляет переживать и ранит.

И когда вы овладеете этими простыми правилами, поймете, почему говорят, что грубость - это слабость.

Светлана СЕДОВА

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: