Готовы ли вологжане уравнять фактический и официальный брак?

Услышав по телевизору об инициативе сенатора Антона Белякова приравнять «фактические брачные отношения» к официальному браку, вологжанка Ольга Захарова (фамилия изменена. - Ред.) не на шутку разволновалась и тут же позвонила подруге.

Чего боится Ольга Николаевна

Признаками фактических брачных отношений сенатор предложил сделать ведение общего хозяйства и совместное проживание в течение пяти лет. А при наличии общего ребенка срок сокращается до двух лет.
Законопроект предусматривает, что, если договор не устанавливает иное, имущество гражданских сожителей, нажитое в период их совместной жизни, является общим.
Подруга Ольги Николаевны Галина Васильевна, посвященная в некоторые подробности личной жизни семьи Захаровых, конечно, сразу поняла, что так встревожило ее подругу. Дело в том, что дочь Захаровых Лена уже несколько лет жила с мужчиной без официальной регистрации. Он появился в ее жизни, когда Лена уже перешагнула 30-летний рубеж и все надежды на счастливое замужество у нее окончательно рухнули. Зато к этому времени она сделала успешную карьеру, приобрела и обставила большую двухкомнатную квартиру в центре, а недавно получила водительские права и купила дорогую иномарку.
- Ты же знаешь, мы с отцом и с квартирой, и с машиной помогали дочке, чем только могли. А теперь попробуй докажи, что он во все это ни копейки не вложил, а пришел на все готовое, пять лет пожил и может претендовать на наше имущество? - негодовала Ольга Николаевна.
- Да не переживай ты так, сама же говоришь - законопроект, его, может, и не примут еще, - пыталась успокоить подругу Галина Васильевна.

Вечные ценности?

Действительно, в профильном комитете Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей эту инициативу раскритиковали. Его глава Тамара Плетнева заявила, что понятие брака четко прописано в Семейном кодексе РФ.
- Чтобы считаться супругами, нужно зарегистрироваться. Все остальное - всевозможные придумки, - заявила депутат.
Между тем в последние годы количество официально зарегистрированных браков в стране неуклонно сокращается, а незарегистрированных, наоборот, - неуклонно растет.
В соответствии с российским законодательством сожительство (а именно так до недавнего времени называлось то, что ныне именуется гражданским браком) не является формой брака даже при ведении общего хозяйства и рождении детей. Такой союз не влечет за собой никаких правовых последствий, фактические супруги не приобретают никаких взаимных прав и обязанностей. 
При этом, если следовать данным опросов ВЦИОМ, традиционные ценности для россиян по-прежнему остаются важными: 83% респондентов сообщили, что самое предпочтительное в наши дни - вступить в брак и жить в семье. 
Основная проблема неофициального брака, по общему мнению, - то, что, несмотря на достаточно снисходительное отношение к нему россиян, рождение детей они связывают только со вступлением в официальный союз. 

Комментарий

Игорь РОМАНОВ, врач-сексопатолог Вологодского областного центра охраны здоровья семьи и репродукции:

- Я - твердый сторонник официальной семьи и не могу понять, почему девушки соглашаются на так называемый гражданский брак или, как я бы его еще назвал, партнерский союз. Ведь этим они лишают себя возможности надеть белое платье и фату и стать в день свадьбы самой красивой девушкой на свете.
Ну а если говорить серьезно, то, отказываясь от регистрации брака, молодые люди, и как бы они не пытались это обосновать, стараются уклониться от той ответственности, которую супружество накладывает на каждого из них. 
Кто-то делает это сознательно (как правило, инициатором такого союза выступает мужчина), иногда решение принимается на бессознательном уровне.
Но как бы общество ни относилось к гражданским бракам, сегодня они стали реальностью и получили достаточно широкое распространение. Мы должны признать, что это уже не просто тенденция, а явление. А раз это явление необратимо, обществу нужно думать, каким образом повысить ответственность и мужчин, и женщин за совместное проживание, независимо от того, закреплено ли оно на официальном уровне.

Разумеется, неофициальный брак - это отнюдь не только российская тенденция. К примеру, Социальный кодекс Германии устанавливает признаки фактических брачных отношений: совместное проживание более года, ведение совместного хозяйства и другие. Это дает право нуждающемуся фактическому супругу требовать содержания.

Я свободен!

Всероссийская перепись населения 2010 года выявила одну интересную и, можно сказать, курьезную статистику: замужних женщин в России оказалось больше, чем женатых мужчин. Все дело в том, что женщина, живущая в гражданском браке, позиционирует себя как замужняя. А вот мужчины в такой ситуации чаще всего считают себя свободными. Именно они и выступают чаще инициаторами гражданского брака. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что в последние годы сторонниками такого брака нередко становятся и женщины. Как правило, это случается, когда речь идет об успешной и обеспеченной женщине, не желающей терять свою независимость и, главное, нажитое имущество, которое в случае официального развода придется делить с бывшим мужем.
Сторонники гражданского брака уверены, что при расставании им не придется ничего делить, выяснять отношения в суде, нанимать адвокатов, чтобы отстоять свои права, теряя нервы и деньги. Если люди друг другу не подошли, им достаточно собрать свои вещи и расстаться без лишних разбирательств. Однако на практике так бывает далеко не всегда.
- Несмотря на признание законодательством лишь зарегистрированных браков, к нашим юристам часто обращаются «фактические супруги» с вопросами о разделе имущества, взыскании алиментов на свое содержание, вступления в наследство. В обществе широко распространено заблуждение, что это возможно. Вместе с тем по действующему законодательству таким гражданам мы ничем помочь не можем, соответствующих прав у них не возникло, - поясняет юрист Александр Чистов, специализирующийся на вопросах семейного права.
По его мнению, принятие законопроекта о признании фактических брачных отношений является нецелесообразным и даже опасным.
Во-первых, введение в законодательство понятия «фактический брак» может способствовать появлению злоупотреблений со стороны «фактических супругов». Само появление этого института для многих сделает официальный брак не только бессмысленным, но и опасным. К примеру, наличие «фактической супруги» будет удобно и легко скрыть должнику, чтобы спасти имущество или денежные средства от взыскания, чиновнику, чтобы избежать ограничений в соответствии с законодательством о противодействии коррупции. Между тем, когда удобно и выгодно бывшему «фактическому супругу», брак будет признаваться, и человек может претендовать на преимущества, предусмотренные законом для официального брака.
Достаточно сложно, по мнению специалиста, точно и достоверно установить в суде и дату начала и конца «фактического брака». 
- Граждане должны знать и четко понимать, что сожительство без официальной регистрации брака несет конкретные правовые риски, которые они добровольно принимают на себя, - предупреждает Александр Чистов.
Судья областного суда Татьяна Балаева рассказала, что суд рассматривает споры об общем имуществе не только супругов, но и лиц, не состоящих в браке. В этом случае судьи ориентируются не на Семейный, а на Гражданский кодекс РФ: в частности, учитывается, есть ли у сторон соглашение о приобретении имущества в совместную собственность, право на которую определяется с учетом финансового или личного участия каждой из сторон. 
А вот факт совместного проживания и его продолжительность при разрешении таких споров роли не играют и в качестве юридически значимых обстоятельств судом не учитываются.
 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: