Фотографировала часы - разбила статуэтку

statics/images/arcticles/012021/27012021xf115c34d.jpg
Фигурку кошки удалось легко починить, а конфликт с продавцами и директором - уладить с помощью буквы закона.
Фото автора

В магазинах с открытой выкладкой товар может быть поврежден из-за неосторожности покупателя. Обязан ли он компенсировать ущерб, или эти риски уже заложены в стоимость? 

А если по совести?

6 января вологжанке Ларисе Германовой позвонила дочь и попросила помочь выбрать мебель для детской комнаты в близлежащем торговом центре. Наскоро одевшись, Лариса заспешила в магазин. Нужный комплект подобрали, и, пока зять оформлял заказ, женщины заглянули в отдел товаров для домашнего интерьера, где мама приглядела себе в квартиру дорогие настенные часы. Но для начала решила их сфотографировать. Часы висели у стены, и, чтобы сфокусировать камеру, Ларисе пришлось наклониться вбок. Рукавом шубы женщина задела стоявшую на прилавке мраморную фигурку кошки, у которой от удара о плиточный пол откололась частичка уха. 

- Платите 2 300 рублей! - потребовала продавец, до этого тихо сидевшая за стойкой. - И вообще, кто вам разрешил фотографировать? 

- А где написано, что этого делать нельзя? - резонно возразила Лариса, предупредив, что ни денег, ни паспорта у нее с собой нет.

Продавец пригрозила вызовом полиции, но, позвонив руководителю, сказала, что тот предлагает виновнице рассчитаться в рассрочку и написать расписку, в течение какого срока она готова это сделать. Однако вместо расписки покупательница оставила заявление о том, что платить отказывается, вины в случившемся не видит, так как товар в тесном помещении расставлен слишком плотно, а бьющийся должен быть защищен особым образом. 

- Если я не права, то можете подать на меня в суд, - резюмировала она, оставив продавцу свой номер телефона.

Три дня женщина ждала сигнала от предпринимателя, а потом, мучаясь сомнениями (может быть, я действительно была неосторожна?), позвонила ему сама. К ее удивлению, тот ответил миролюбиво: мол, из-за двух тысяч, конечно же, судиться не буду, поступайте, как позволяет совесть. Лариса предложила следующий вариант: давайте я куплю и кошечку, и часы, а вы сделаете мне хорошую скидку. 

Сделка состоялась, но вот беда: новые часы в интерьер гостиной не вписались. Продавец в обмене отказала, и покупательница была вынуждена вновь позвонить хозяину. 

- Пожалуйста, хоть обмен, хоть возврат денег, - снова любезно согласился тот. 

В итоге Лариса выбрала другие, более дешевые часы. Разницу в стоимости ей вернули, и обнова идеально подошла к обстановке. А статуэтку Ларисе помогли отреставрировать специалисты по работе с камнем, теперь она выглядит как новая и очень нравится домочадцам. 

Главное - никто не пострадал

По пути из детсада Валентина Свиридова с сынишкой зашла в магазин.

- Ребенок стоял у витрины с шоколадными яйцами, - вспоминает она. - Вдруг грохот, звон разбитого стекла: упала угловая секция, узкая, длинная. Дима ее не толкал, лишь прислонился лбом. На вопрос, сколько я должна, хозяин по телефону ответил: платите тысячу - и разойдемся... Я была в шоке: не слишком ли? Это за два-то стеклышка (откололись только край внутренней полки и дверка сзади), все остальное, в том числе товар, осталось цело.

И тут женщину осенило: она решила позвонить в торготдел городской администрации.

- Ребенок не пострадал? - был первый вопрос.

Услышав, что витрина упала в сторону от него, консультант сказала: значит, пусть продавцы радуются и получше закрепляют оборудование. Платить ничего не надо! На этот раз хозяин спорить не стал. 

- Конечно, за мной тоже есть вина, - не отрицает Валентина. - Надо было держать ребенка за руку. Но сказали бы 300 - 400 рублей, я бы даже не возражала. Самое обидное, что этот магазин рядом с домом, пять лет сюда ходим, а теперь все желание отпало. 

Папа четырехлетнего Сережи рассказал нам другую историю. В супермаркете он повернулся к витрине и что-то рассматривал, а малыш полез на тележку сбоку, и она опрокинулась. Мальчик был в порядке, он даже не заплакал, разбилась только бутылка с пивом. Тут же подбежала девушка, спросила, как ребенок. Попросила не волноваться: сейчас они все уберут. И даже слова не сказала, чтобы оплатить товар. 

Осталась благодарна торговым работникам и череповчанка Елена Лагунова, которая в супермаркете известной парфюмерно-косметической сети задела сумкой дорогие духи. 

- Ну все, придется оплачивать! - в ужасе замерла она.

Но подбежавшая продавец начала… протирать покупательнице туфли. И все беспокоилась: аккуратно, не пораньтесь... На прощание пошутила: теперь будете пахнуть так, что вас за километр учуют. Такое отношение персонала да и сами духи настолько понравились Елене, что с зарплаты она их купила.

Предъявите доказательства!

Существует единственный способ заставить вас оплатить разбитый товар - в судебном порядке магазин должен доказать, что вы нанесли ущерб умышленно (ст. 495 Гражданского кодекса РФ). Настаивайте на том, что товар стоял неудобно и вы задели его случайно. Ведь, пока вы не оплатили покупку и не получили чек, вы не являетесь покупателем и не несете ответственности за его повреждение. И все же, если магазин захочет получить с вас стоимость испорченного товара, он сможет это сделать законно, поскольку в другой статье - 1064 ГК РФ - говорится: «Вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Но только если это лицо не докажет свою невиновность. 

Виновным считается покупатель, если он взял в руки товар и по неосторожности выронил, или к порче привело его «неестественное» поведение в торговом зале (бег, драки, нахождение в нетрезвом виде), или он намеренно разбил товар.

В большинстве торговых сетей риск порчи товара заложен в его цену, и лояльное поведение персонала в супермаркетах, скорее всего, объясняется именно этим. 

Виновным считается магазин, если в торговом зале узкие проходы, если товар, к примеру, расположен на стеллаже неустойчиво, и, взяв одну банку, вы разрушили всю конструкцию, если в магазине мокрый пол, и вы испортили товар, поскользнувшись, если товар разбился, упав с ленты на кассе. В этом случае вина полностью лежит на магазине, и никто не вправе требовать возмещения. Поэтому и разбитую статуэтку хозяин Ларисе, скорее всего, простил бы, понимая, что кошечка «соскочила» с прилавка неслучайно, и инспекция Роспотребнадзора, пожалуйся туда женщина, привлекла бы его к административной ответственности за нарушение СанПиНов, касающихся установки оборудования и размещения товара. И это обошлось бы ему намного дороже.

Марина ШАЛУШКИНА

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: