Эймери д'Артаньян: «Быть настоящим мушкетером можно и в XXI веке!»

statics/images/arcticles/092019/11092019x598a58db.jpg
Эймери Франсис Андре Филипп де Монтескью д’Артаньян в минувшие выходные побывал на Вологодчине в качестве международного эксперта по выборам.
Фото Игоря Аксеновского
В его жилах течет кровь настоящего гасконца, а дома хранится шпага легендарного де Тревиля и коллекция регбийных мячей. Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью нашей газете рассказал Эймери Франсис Андре Филипп де Монтескью д’Артаньян, который в минувшие выходные побывал на Вологодчине в качестве международного эксперта по выборам. Но спрашивали мы его больше не о политике, а о личном.

Величие Франции зависит от союза с Россией

- Месье д'Артаньян, вы ведь первый раз в Вологде?
- Здесь - да, но в России бывал много раз. Стал ездить сюда еще с 1961 года, когда побывал в Москве и в нескольких городах «Золотого кольца». У меня большая симпатия к России и русскому народу, с этой страной нашу семью связывают и родственные узы. У моей супруги русские корни, она - потомственная донская казачка. А во время похода Наполеона на Москву в 1812 году во французской армии служили два моих прапрадеда. Один из них под Минском попал в плен и был отправлен в тыловую губернию…
- Не в Вологодскую? У нас во время первой Отечественной вой­ны содержалось немало французских офицеров. В Устюженском районе даже сохранилась аллея, которую, как считается, посадили пленные французы… 
- В какой именно губернии оказался тогда прапрадед, в семейных архивах сведений не сохранилось. Но, видимо, в плену он жил неплохо. Остались его воспоминания о русской культуре, обычаях, праздниках. А вернувшись на родину, мой предок публично признал, что поход Наполеона был исторической ошибкой для Франции. Да и сам я придерживаюсь мнения о том, что Франция может быть великой только тогда, когда она находится в союзе с Россией.
- Наверное, об этом вас уже спрашивали много раз, но все-таки: это правда, что вы потомок прототипа литературного д'Артаньяна?
- Считается, что литературный персонаж Александра Дюма вобрал в себя черты характера и некоторые факты биографий сразу трех реальных исторических персонажей. Одним из них был выходец из нашего дворянского рода Шарль де Монтескью, который при поступлении на службу взял себе короткое имя (а тогда это было модно) - д'Артаньян. Под этим боевым псевдонимом он действительно дослужился до капитана мушкетеров короля. Но в нашем роду были и более известные военачальники. Среди них - маркиз Анн-Пьер де Монтескью-Фезенсак, боевой генерал и политический деятель, а также маршал Франции Пьер де Монтескью д'Артаньян.
- Вы, насколько нам известно, тоже являетесь капитаном воссозданного уже в современное время Ордена мушкетеров?
- Орден был создан моим отцом Пьером де Монтескью в начале 50-х годов, и звание капитана мушкетеров я получил как бы по наследству. Сейчас в составе Ордена мушкетеров более четырех тысяч человек из разных стран. Это и представители монарших династий, и известные артисты, спортсмены, ученые, да и просто люди, достигшие больших вершин в своей профессии. Орден является международной ассоциацией, объединяющей людей, которые разделяют и пропагандируют ценности мушкетеров - мужество, верность дружбе, любовь к Родине, умение галантно восхищаться женщинами. Эти качества отличают и русскую нацию. Поэтому в Ордене мушкетеров есть уже немало россиян. Ведь быть настоящим мушкетером можно и в XXI веке.

Нарушений не выявлено

- Говорят, что ваш отец передал вам по наследству не только звание капитана мушкетеров, но и кресло мэра города Марсана….
- Да, и отец, и я были мэрами этого города. Но должность, естественно, перешла мне не по наследству, а в результате выборов. И если бы мой отец был плохим мэром, вряд ли его сын получил бы нужное число голосов. Но во Франции быть мэром - это не столько статус и власть, сколько большая головная боль. Проблем в муниципалитетах там не меньше, а подчас и больше, чем в России, а полномочия мэров ограничены. Хотя нет, своеобразная статусность у этой должности есть. Перед тем как идти на выборы, кандидат в президенты Франции должен собрать подписи 500 мэров. А вот мой сын вряд ли когда-то будет мэром: он мало интересуется политикой и выбрал для себя творческую профессию, работая на одном из французских телеканалов. 

Орден мушкетеров был создан моим отцом Пьером де Монтескью в начале 50-х годов, и звание капитана мушкетеров я получил как бы по наследству. Сейчас в составе Ордена более четырех тысяч человек из разных стран. Это и представители монарших династий, и известные артисты, спортсмены, ученые, да и просто люди, достигшие больших вершин в своей профессии. Орден объединяет людей, которые разделяют и пропагандируют ценности мушкетеров - мужество, верность дружбе, любовь к Родине, умение галантно восхищаться женщинами. Эти качества отличают и русскую нацию. 

Эймери Франсис Андре Филипп де Монтескью д’Артаньян,
международный эксперт
- Раз уж речь зашла о выборах, не могу не спросить: как с точки зрения легитимности вы оцениваете ход голосования в Вологодской области в качестве эксперта Ассоциации наблюдателей Независимого общественного мониторинга?
- В каждой стране есть свои выборные особенности, свои правила. И мы оцениваем не их характер, а то, насколько ход выборного процесса совпадает с требованиями национального или местного законодательства. В воскресенье мы посетили несколько избирательных участков на территории Вологодского района и в самой Вологде - в одном из корпусов госуниверситета и в школе № 5. Пообщались с представителями участковых комиссий, общественными наблюдателями. Каких-то несоответствий выборного процесса действующему российскому законодательству нами не выявлено. Отдельно отмечу, что по прибытии в Вологодскую область нам были предоставлены вся необходимая информация и все справочные материалы. Очень полезной считаю и прошедшую накануне дня голосования встречу с председателем Вологодской областной Избирательной комиссии Денисом Зайцевым и членом ЦИК России Борисом Эбзеевым.
- Но вернемся к вашим регалиям. Когда-то вы были депутатом Европарламента и членом Сената Франции от гасконского департамента Жер. Теперь помимо работы международным экспертом по выборам «тащите» на себе и огромный воз общественной деятельности, являясь президентом организации франко-иранской дружбы и вице-председателем группы «Франция - Россия». Не тяжело?
- В моих жилах течет гасконская кровь, а у нас практически все мужчины активные и энергичные. Подпитываться дополнительной энергией удается во время частых поездок, связанных с общественной деятельностью. Доводилось бывать и в Иране, и в Ираке с Афганистаном, и в Чили, и в Перу…. Но особенно мне нравится приезжать в Россию. Здесь очень много красивых женщин, потрясающая природа и архитектура… Я не скрываю, что люблю Россию, и эта любовь распространяется на многие сферы жизни. В том числе на спорт. Если ваша национальная сборная по футболу играет, к примеру, с Испанией или Германией, однозначно «болею» за Россию. Исключение только одно - если Россия встречается с Францией. Тут уж, как говорится, извините…

Об умении делать комплименты

- В одном из ваших интервью довелось прочитать, что в детстве вы долго выбирали между занятиями фехтованием и регби, но победила все-таки игра с мячом. Почему?
- Я родился в Гаскони, а там регби - самый популярный вид спорта. Им занимаются десятки тысяч мальчишек, и я в свое время не выдержал искушения - играл в различных любительских командах больше 10 лет. На память о тех временах остались следы от 14 травм и переломов - регби очень контактный вид спорта. Но шрамы, как известно, только украшают мужчину. 
- Но фехтовать вы, конечно же, умеете ?
- Да, разумеется. В моем доме хранится несколько шпаг. В том числе и шпага капитана де Тревиля. Самая настоящая, что передавалась из поколения в поколение в семье де Тревиль. Но, узнав, что мы наследники Шарля Монтескью д’Артаньяна, эту шпагу подарили нам. 
- Россия сейчас переживает непростой период во взаимоотношениях со странами Западной Европы. И у нас, и у вас на родине и политики, и журналисты порой не стесняются в выражениях, создавая образ потенциальных врагов. Интересно, а что думают о России большинство простых французов? 
- Люди все разные, и отношение у них к вашей стране разное. Тем более что у французов сейчас своих повседневных проблем хватает, и о ситуации в других странах они думают далеко не в первую очередь. Таких людей, как я, кто не боится называть себя русофилом, тоже не так много, но они есть. Тут многое зависит от личного восприятия, генной памяти. Например, мне очень близка тема Второй мировой войны. В годы оккупации Франции гитлеровскими войсками мой отец состоял в рядах Сопротивления, был маки - местным партизаном. 
За годы оккупации погибли сотни тысяч французов. Но еще более страшную цену заплатил за победу в войне Советский Союз - историки сейчас называют цифру в 27 миллионов погибших солдат и мирных жителей. В следующем году как раз будет отмечаться 75-летие окончания Второй мировой войны. И вклад советского народа в нашу общую победу над врагом, конечно же, неоспорим. И во Франции это тоже понимают. Вообще, французский и русский народы, считаю, во многом похожи - по силе духа, оптимизму, характеру. А еще - по умению делать изысканные комплименты женщинам. 
Интервью Персона Эймери Франсис Андре Филипп де Монтескью д’Артаньян

Комментарии (1)

  1. 100851793244439648558
    Михаил Омелин 4 года назад
    Если предок Эймери д'Артаньяна, будучи в плену, побывал в Вологодской губернии, его имя есть шанс отыскать в областном государственном архиве. Документы велись очень тщательно и сохранились по сию пору.
Войти через социальные сети: