Электромобили в провинции

statics/images/arcticles/032021/03032021x46889c18.jpg
Даже самый бюджетный электрокар позволяет экономить в год до 100 тысяч рублей на топливе.
Фото Игоря Аксеновского

Недавно в Вологде презентовали открытие новой зарядной станции для электромобилей. «Красный Север» решил разобраться, сколько стоит такая «игрушка», чем выгодно использование машины без бензина, и что нужно, чтобы люди пересели на электромобили.

Разорвать порочный круг

Первая станция для зарядки электромобилей появилась в Вологде в декабре 2019 года на Белозерском шоссе. Еще две - на территории бывшего хладокомбината на улице Ветошкина и на парковке у офиса компании «Бизнес-Софт» на Гагарина.

- У меня нет собственного электромобиля, но я знаю, что они есть у наших клиентов, и решил пойти им навстречу, установив зарядную станцию. У нас промзона, поэтому мощностей хватает. Для меня это не бизнес, а жест доброй воли в пользу развития инфраструктуры для электромобилей, - рассказывает индивидуальный предприниматель Кирилл Куклин. 

Одной из первых на Вологодчине установили бесплатную общественную зарядку на территории компании «Бизнес-Софт». В ее автопарке - Audi e-tron и Nissan Leaf. 

- Установкой общественной зарядки мы хотели популяризировать этот вид транспорта и разорвать порочный круг: в Вологде нет электрокаров, потому что нет зарядок, а зарядок нет, потому что нет электрокаров, - пояснил сотрудник компании Андрей Краснов. 

Еще две скоростные зарядные станции планирует открыть «Северная сбытовая компания»: в Вологде (у «Ленты» на Окружном шоссе) и в Череповце (у ТК «Леруа Мерлен»). 

- Это инвестиционный проект, открытие ориентировочно - в августе 2021 года. Далее в наших планах - создание сети электрозаправок, в том числе и на крупных автомагистралях региона, - поясняет Елена Губина, сотрудник пресс-службы «ССК».

Вообще стоимость устройства для скоростной подзарядки - более трех миллионов, и это только «железо», не считая проектных и электромонтажных работ. Устройство для обычной зарядки, которое позволяет заряжать машину за несколько часов, стоит порядка 50 - 100 тысяч рублей. 

А вот создания муниципальной сети заправок власти областной столицы пока не планируют.

- Мы не хотим отнимать хлеб у частных инвесторов. Пока они делают это на бесплатной основе, но в перспективе смогут зарабатывать на этом деньги, - пояснила начальник департамента экономического развития администрации Вологды Светлана Пахнина. 

Далеко ли уедем?

Сейчас в области зарегистрировано порядка 30 электрокаров. Есть люксовые модели вроде Tesla и Audi e-tron, которые стоят от трех до восьми миллионов рублей, а есть бюджетные, как Nissan Leaf, стоимостью около 600 тысяч. Разница в цене, как правило, обусловлена мощностью зарядной батареи. И если на Tesla вы можете проехать 500 километров без подзарядки, то скромного Nissan Leaf хватит на 120 - 130.

В тему

Депутаты ЗСО готовятся к разработке закона об отмене транспортного налога для владельцев электрокаров, как поступили уже в 37 регионах. А в Вологде предприниматели всерьез рассматривают идею запуска экотакси на основе электромобилей. Как рассказали «Красному Северу» в департаменте экономического развития областной столицы, сейчас разрабатывается бизнес-проект. Планируется, что такие такси будут иметь отличающийся от бензиновых собратьев цвет - возможно, зеленый. 

Вологжанин Антон Зеленцов приобрел свой пятилетний Nissan Leaf год назад и за это время стал настоящим популяризатором этого вида транспорта, ведя свой видеоблог на YouTube. Во время пандемии, когда основная работа была приостановлена, он начал таксовать на своем электрокаре и всерьез оценил экономию машины без бензина.

- За год я сэкономил на бензине более 100 тысяч рублей, наездив порядка 30 тысяч километров. За это время потратил около 15 тысяч на электричество и четыре - на обслуживание машины. Серьезный аргумент в пользу электрокаров, - поясняет Антон. - Да, электромобили привязаны к зарядным станциям, и Nissan Leaf нужно подзаряжать через сотню километров. Но подумайте, как часто вы далеко ездите? 

В качестве эксперимента летом прошлого года Антон с другом отправился на электрокаре в Череповец, потому что самым частым вопросом в комментариях его видеоблога был такой: «А можно ли на нем доехать из Вологды до Череповца?»

Ответ: можно. Если быть достаточно настойчивым и убедить сотрудников АЗС предоставить розетку для подзарядки. Дело в том, что еще в 2015 году вышло постановление Правительства РФ, обязующее автозаправочные станции предоставлять возможности зарядки для электромобилей. Но далеко не все АЗС его выполняют, а на многих заправках сотрудники даже не слышали о такой услуге. Но, получив разъяснения, чаще всего дают доступ к уличной розетке. 

А поскольку у них нет прайса на соответствующую услугу, то и денег за это не берут. 

То есть подзарядиться на трассе А114 можно - пусть медленно, но зато бесплатно. 

- В знак благодарности мы покупали пирожки и мороженое на заправках, а в качестве пожеланий делали записи в «Книге жалоб и предложений», советуя предпринимателям подробнее изучить постановление и внести услугу в официальный прайс, - рассказывает Антон. 

- Мы гнали Audi e-tron из Питера, и нам тоже приходилось сталкиваться с непониманием на некоторых АЗС, когда мы просили подзарядиться, - говорит Андрей Краснов. 
По его словам, если ехать на скорости 90 километров в час, то зарядки батареи хватает на 500 километров. Но если гнать на более высоких скоростях, да еще в мороз, - можно «обсохнуть» и через 250. Емкость аккумулятора напрямую зависит от погодных условий: чем холоднее, тем он быстрее разряжается. 

В выигрышном положении находятся более мощные электрокары с сильными батареями. Вологжанин Олег без проблем перегнал свою Tesla из Белоруссии и за год уже несколько раз ездил в Москву.

- В Переславле-Залесском есть хорошая скоростная зарядная станция. Я останавливаюсь там на обед и, пока ем, успеваю полностью зарядиться. А вообще использую машину практически ежедневно в городе в активном режиме, ставлю на зарядку только на ночь. Ощущения - как будто с кнопочного телефона «пересел» на смартфон. Это реально машина будущего, - делится он своими впечатлениями. 

Правда, все владельцы уверены, что без развития сети скоростных зарядных станций на трассах электромобили так и останутся вариантом бюджетного городского автомобиля. 

- 95% европейских владельцев таких машин именно так их и используют, проживая в собственных домохозяйствах и там же заряжая по ночам свои электрокары, - добавляет Андрей Краснов.

Технологии Электрокары

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: