Домостроение может стать одним из драйверов восстановления лесной отрасли
Продолжающееся снижение лесозаготовки, отсутствие достаточного спроса на лиственную древесину, износ техники и оборудования, сокращение экспорта биотоплива и технологической щепы и, как следствие, серьезные проблемы с переработкой отходов производства, ужесточение конкуренции и уход с рынка небольших компаний - эти и другие актуальные для отрасли тенденции эксперты откровенно обсудили на форуме предприятий лесопромышленного комплекса WOODWORLD 2024 в Москве.
Заготовка снижается
Рынок круглого леса продолжает падать, констатировал генеральный директор Национального лесного агентства развития и инвестиций (НЛАРИ) Виталий Липский. Подтверждение тому - недавний зимний лесозаготовительный сезон, который прошел хуже (он снизился на 3,4% - до 58,4 миллиона кубометров древесины), чем предыдущий.
- Наш прогноз заключается в том, что в целом по стране лесозаготовка составит менее 170 миллионов кубометров древесины. На пике заготовки в 2018 году, напомним, было заготовлено 236 миллионов кубометров. Поэтому нынешнее падение объемов достаточно серьезное. По этому показателю мы находимся примерно на рубеже 2008-2009 годов, - пояснил Виталий Липский.
В особенно сложной ситуации оказались лесозаготовительные предприятия Северо-Западного федерального округа. В результате общие объемы заготовки древесины на Северо-Западе по сравнению с 2021 годом упали примерно на 20%. При этом хвойный пиловочник сократился на 17%. Аналогичная тенденция прослеживается и в Вологодской области. Если в 2021 году объемы заготовки древесины составляли 18,1 миллиона кубометров, то в прошлом - они снизились до 14 миллионов кубометров. Эти данные в своем выступлении привел генеральный директор ГК «ВЛП» Александр Шаньгин.
- В основе проблемы - отсутствие достаточного спроса на лиственную древесину (балансовую древесину и тому подобное. - Прим. авт.) на внутреннем рынке. Если еще совсем недавно мы были крупнейшим экспортером лиственных балансов, то с 2022 года отгрузка порядка пяти миллионов кубометров из СЗФО в Скандинавию прекращена полностью, - подчеркнул он.
Эксперты отметили: в результате падения спроса на фанерное сырье и пиловочник наблюдается снижение экономического интереса лесозаготовителей к работе в лесу.
Еще одна острая для отрасли проблема - отсутствие достаточного внутреннего спроса на биотопливо. Напомним, что при производстве одного кубометра пиломатериалов образуется примерно столько же побочных продуктов. При производстве куба фанеры - 1,7 кубометра отходов. Таким образом, выпуск пеллет и топливных брикетов играет очень важную роль в процессе деревопереработки. Поскольку позволяет эти самые отходы утилизировать и получать на их основе дополнительную продукцию. До введения санкций основными рынками сбыта для российского биотоплива были европейские страны. Сегодня 95% этого вида продукции экспортируется исключительно в Южную Корею. А поскольку предложение в этой стране серьезно превышает спрос, то и цены на пеллеты и гранулы находятся на минимальных значениях. Все это привело к значительному сокращению объемов выпуска биотоплива. Достаточно сказать, что в Вологодской области в прошлом году эти мощности были задействованы всего лишь на 26%.
- По нашим оценкам, в 2024 году в России образовалось примерно 5,6 миллиона кубометров опилок. Если накопление отходов будет продолжаться такими же темпами, то уже в следующем, 2025 году многие заводы, которые не встали по экономическим причинам, будут вынуждены остановиться потому, что им просто некуда будет девать опилки, - поделился неутешительными прогнозами Александр Шаньгин.
Лесной бизнес ждет от государства более активного участия в решении этой проблемы, в том числе по стимулированию спроса потребления биотоплива на внутреннем рынке. Напомним, что по поручению Владимира Путина была запущена программа по переводу части муниципальных котельных с угля на экологически чистые виды топлива. В число регионов, где проводится эта работа, вошла и Вологодская область.
Что с лесопродукцией?
Продолжает сокращаться и выпуск пиломатериалов (-1,8% - до 16,5 миллиона кубометров за первое полугодие нынешнего года). Как отметил Виталий Липский, крупные лесопильные компании, которые раньше отгружали свою продукцию в основном на экспорт, пытаются адаптироваться на внутреннем рынке и выдавливают малые лесопильные предприятия, в результате чего наблюдаются их банкротства. По оценке экспертов, прежде всего под удар попадают небольшие производства с оборотом до 60 миллионов рублей в год и численностью персонала в 20 - 30 сотрудников.
При этом спад в строительном комплексе Китая, продолжающийся последние несколько лет, не позволяет рассчитывать на рост экспорта в среднесрочной перспективе. А вот на быстрорастущие рынки Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, где сейчас реализуются масштабные строительные и инфраструктурные проекты, у российских деревопереработчиков поставок практически нет. Эти страны закрыты для наших производителей из-за опасения вторичных санкций. При этом сохраняется отгрузка лесопродукции в Японию. На долю этой страны приходится порядка 5% от общего объема экспорта российского ЛПК.
Выпуск древесно-стружечных плит (ДСП) прибавил в первом полугодии 3,4%. Прежде всего эксперты связывают это с повышенным спросом на мебель, который будет сохраняться в ближайшее время на фоне меблировки жилья в рамках льготных ипотечных программ. Кроме того, большая часть экспорта ДСП - порядка 85% - приходится на страны СНГ, не вводившие в отношении российской лесопродукции серьезных ограничений. А вот рынок древесно-волокнистых плит (ДВП) за первые шесть месяцев нынешнего года, наоборот, просел почти на 25%. Специалисты связывают это с коррекцией производства, которое в последнее время росло достаточно высокими темпами.
Фанерная отрасль, оказавшаяся самой пострадавшей в результате антироссийских санкций, продемонстрировала в первом полугодии рост объемов производства на 6% - до 1 миллиона 760 тысяч кубометров.
- Рынок фанеры постепенно восстанавливается, но перспективы неочевидны. Цены на фанеру находятся на историческом дне. Адаптация к новым рынкам минимальна, - отметил в своем обзоре Виталий Липский.
Основным экспортным рынком для российских фанерщиков в настоящее время выступает Египет, который страдает от недостатка платежеспособности и бюджетного дефицита. Далее следуют Китай и Турция (17,7% и 14,7% экспорта фанеры соответственно).
- Возникшие проблемы с расчетами с китайскими контрагентами сегодня серьезно подрывают финансовое благополучие отечественных производителей фанеры, которые только начали оправляться после санкций, - обозначил еще одну волнующую отрасль проблему исполнительный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Тимур Иртуганов.
Несмотря на заградительную ввозную пошлину, на США пришлось 13,6% поставок - 183 тысячи кубометров этого вида продукции. Кроме того, как отмечают специалисты, существуют каналы непрямого экспорта фанеры в Северную Америку через Вьетнам, Китай и другие страны.
Еще одна растущая отрасль - производство бумаги и картона, прибавившее с января по июнь нынешнего года 4,5%. При этом производство целлюлозы и древесной массы, наоборот, сокращается.
Техника и дороги
В последнее время в лесном комплексе начали обостряться и новые проблемы, в частности износ лесозаготовительной техники и оборудования.
Комментарий
Александр Шаньгин,
генеральный директор ГК «ВЛП»:
- Более 90% жилья в Северной Америке возводится из древесины и по каркасной технологии. В России этот метод строительства становится все более востребованным благодаря своей доступной себестоимости, высокой энергоэффективности и экологичности. Каркасные дома отвечают современным требованиям к жилью и позволяют эффективно использовать лиственную древесину, что особенно актуально в условиях снижения экспорта и ограничения доступности хвойного леса. Мы убеждены, что развитие каркасного домостроения может стать одним из ключевых драйверов восстановления отрасли и источником доступного и комфортного малоэтажного жилья для россиян. Увеличение объема строительства качественных каркасных домов, в том числе с повышением допустимой этажности, поможет не только решить вопрос дефицита хвойного пиловочника, но и создать спрос на древесные плиты и стеновые конструкции из лиственных пород.
- Через год-два-три харвестеры и форвардеры будут выходить из строя, и заготавливать древесину будет нечем. К нам в страну завозят часть техники и оборудования из Европы, Китая, Японии и даже Бразилии, но сегодня это капля в море и общую проблему это не решает, - отметил гендиректор НЛАРИ.
В рамках форума прозвучали предложения крупных деревоперерабатывающих компаний активнее вкладывать средства в развитие
отечественных разработок и инженерных идей.
Еще одна проблема, которая обострилась в этом году, связана со строительством лесных дорог. Только в Вологодской области их прокладывается порядка 700 километров ежегодно. Причем эти дороги используются не только для вывозки заготовленной древесины, но и для пожаротушения и передвижения людей между малыми населенными пунктами. Однако в 2024 году предприятиям ЛПК запретили строить дороги из привычных материалов.
- Мы прорубали просеку, брали местный грунт и из него строили лесную дорогу. Однако было судебное разбирательство, согласно которому признали, что лесопромышленники якобы занимаются нелицензированной добычей полезных ископаемых. И обязали строить дороги только из материалов, добываемых в лицензированных карьерах. Для того чтобы добраться до них, нужно проехать десятки километров. В результате где-то строительство дорог остановилось совсем, в других случаях эти издержки лягут на себестоимость конечной продукции. В итоге это приведет к удорожанию пиловочного сырья. Кроме того, нужно понимать, что лицензирование карьера по времени занимает от полутора до двух лет, - подчеркивает Александр Шаньгин.
Решением этого вопроса сегодня занимаются на самых разных уровнях власти. Возможно, уже нынешней осенью Госдума внесет соответствующие поправки в законодательство, разрешающие вернуться к привычному способу строительства лесных дорог.
При всем многообразии вызовов, с которыми сталкивается сегодня лесной комплекс, эксперты обсудили возможные точки роста, которые могут стать стратегическим решением многих проблем в отрасли. Одним из таких драйверов может выступить стройка. В последние годы динамика ввода жилья неуклонно росла. Более того, свыше трети из 59 миллионов квадратных метров, возведенных в прошлом году в рамках индивидуального жилищного строительства, было построено с применением деревянных конструкций. При этом, как отметил генеральный директор ГК «ВЛП», развитие каркасного домостроения может стать одним из ключевых драйверов восстановления отрасли и источником доступного и комфортного малоэтажного жилья для россиян. Российские строители фактически получили доступ к самым качественным материалам, произведенным по мировым стандартам, для возведения жилья с оптимальными затратами.
Комментарии (0)