Для увеличения экспорта нужна дополнительная господдержка

statics/images/arcticles/072024/03072024x34b3be30.jpg
Сбыт продукции российского ЛПК растет на рынки Китая, Ближнего Востока, Северной Африки.
Фото с сайта ГК «Вологодские лесопромышленники»

В условиях жестких санкций отечественные лесопромышленные предприятия стремятся переориентировать сбыт продукции как на новые азиатские рынки, так и внутри России. В этом им мешает целый ряд ключевых проблем: нехватка подвижного состава, нерешенный вопрос по экспорту в Китай биотоплива, дороговизна новых логистических маршрутов и недостаточные объемы субсидий на транспортировку грузов. Об этом председатель Совета директоров ГК «Вологодские лесопромышленники» Александр Чуркин рассказал в недавнем интервью газете «Ведомости». 

Субсидий не хватает

Для развития российских лесопильных предприятий важно расширять возможности по экспорту всего ассортимента продукции за рубеж, считает Александр Чуркин. Прежде всего речь идет об азиатских торговых площадках. Крупнейшими внешними потребителями в 2024 году останутся КНР (Поднебесная, к слову, является одним из ведущих потребителей древесины в мире) и Египет. Также сбыт российской лесопродукции активно увеличивается и на Ближний Восток и в Юго-Восточную Азию. 

В частности, Иран, Ирак, Индия, Пакистан, Вьетнам и некоторые другие страны считаются весьма перспективными для продаж.

На фоне санкций и запрета поставок российской продукции деревопереработки в страны Евросоюза лесопильная отрасль существенно переориентировала экспортные потоки и наладила новые логистические маршруты. В частности, вологодские компании начали отправку контейнерных поездов в Китай. Причем как прямых, так и через транзитные страны: Монголию и Казахстан. Также налажена схема отправки поездов в порты Дальнего Востока для последующей отправки в страны Юго-Восточной Азии морем.

- Впрочем, при экспорте на дальние рынки Азии предприятия сегодня ограничены в выборе транспорта. Лесопромышленники готовы поставлять на Восток большое количество товаров по железной дороге, но фактически получают только половину из тех контейнерных мощностей, которые бы покрывали их потребности. В результате ВЛП приходится перенаправлять экспортные потоки на более дорогостоящие вод­ные перевозки. В последнее время открылось новое транспортное направление через Казахстан в Китай, которое позволило бы увеличить экспортные мощности в КНР. Отмечу, что и водные пути, и железнодорожная логистика через Казахстан стоят в полтора раза больше, чем до кризиса, и не позволяют экономически эффективно реализовывать продукцию. Вместе с тем коридор «Север - Юг» (международный транспортный коридор между Россией, Индией, Ираном и соседними странами) является для большинства участников рынка недоступным из-за стоимости, - отмечает Александр Чуркин.

По его словам, размер государственных субсидий, который поз­воляет профинансировать транспортные расходы, достаточно большой и составляет до 80%. Но многое зависит от объема бюджета, который выделен на эти цели.

- На практике субсидии получает только ряд отдельных компаний, а не все представители отрасли. Если говорить об итогах 2023 года, то до сих пор субсидии ни одно предприятие не получило, хотя деньги на эти выплаты в бюджете были заложены. Более того, их объем был даже увеличен. При этом субсидии, которые были предусмотрены на стимулирование отгрузки через порты Северо-Запада в 2024 году, на данный момент отсутствуют, - напомнил глава лесопромышленного холдинга. - В прошлом году на компенсацию транспортных затрат в бюджете на три отрасли - лесопромышленный комплекс, металлургическую и химическую промышленности - было выделено 25,5 миллиарда рублей. Предприятия лесной промышленности получили из них 8,5 миллиарда рублей. На текущий год предусмотрено 17,6 миллиарда рублей также на три отрасли, что явно недостаточно. В течение года будет необходимо выделение дополнительных средств.

При этом, по мнению Александра Чуркина, за последнее время были приняты меры господдержки лесной отрасли, которые оказались эффективными. В их числе - за заготовку древесины арендаторы лесных участков тогда платили по объему фактической заготовки. А поскольку объем заготовки упал, то и платежи по аренде снизились. Еще одна стимулирующая мера - выделение бюджетных кредитов регионам для строительства новых и переоборудования действующих котельных, которые могли бы использовать пеллеты в качестве топлива. 

Пеллеты - в Россию и Китай

В частности, Вологодская область вошла в число пилотных регионов, где по поручению Президента России реализуется переход котельных с угля на более экологичный вид биотоплива - брикеты. Это разновидность биотоплива, которое тоже изготавливается из отходов производства и может использоваться на котельных. В результате 12 котельных в Харовском округе будут переведены на брикеты. В целом от того, насколько эффективно будет решаться проблема со сбытом биотоплива, зависит устойчивая работа предприятия лесного комплекса уже в обозримом будущем.

- Но текущий объем потребления пеллет катастрофически мал для утилизации избытков опилок. Из-за отсутствия сбыта в Европу лесопильщики утопают в опилках, а пеллетные мощности, например, в Вологодской области, работают всего на 26%. В этих условиях есть вероятность, что максимум через пару лет лесопильщики, которым некуда девать побочный продукт, встанут из-за гор опилок, - считает Александр Чуркин.

На конец 2024 года доля российского рынка в нашем портфеле может вырасти до 20%. Внутренний рынок не избалован качественным сырьем для домостроения, поэтому мы видим возможности для увеличения продаж.

 Александр Чуркин,
председатель Совета директоров 
ГК «Вологодские лесопромышленники»

Что касается экспорта биотоплива, то с закрытием традиционного для этой продукции европейского рынка, сегодня российские предприятия поставляют пеллеты только в Южную Корею. Еще один из вариантов - договориться о снятии барьеров для экспорта российских пеллет с Китаем.

- Впрочем, КНР ставит условием таких поставок возобновление экспорта необработанной низкосортной древесины. Решение данного вопроса крайне необходимо для развития лесопромышленного комплекса страны. Для китайской экономики этот продукт тоже имеет важное значение с точки зрения выхода на низкоуглеродный тренд. Поэтому я считаю, что шансы договориться весьма велики. Тем более с уходом европейских потребителей в РФ обострилась проблема сбыта круглой низкосортной древесины, а производства по переработке фанерного кряжа работают на сниженной мощности, - считает Александр Чуркин.

Одновременно с этим участники отрасли отмечают рост спроса внутри России, в том числе за счет увеличения темпов возведения домов и дач с использованием дерева в нашей стране.

- Для увеличения спроса требуется дополнительное финансовое и законодательное стимулирование. Тем более текущая цена на российском рынке превысила стоимость на аналогичный товар в КНР, - отмечает Александр Чуркин.
 

Леспром

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: