Для увеличения экспорта нужна дополнительная господдержка
В условиях жестких санкций отечественные лесопромышленные предприятия стремятся переориентировать сбыт продукции как на новые азиатские рынки, так и внутри России. В этом им мешает целый ряд ключевых проблем: нехватка подвижного состава, нерешенный вопрос по экспорту в Китай биотоплива, дороговизна новых логистических маршрутов и недостаточные объемы субсидий на транспортировку грузов.
Субсидий не хватает
Для развития российских лесопильных предприятий важно расширять возможности по экспорту всего ассортимента продукции за рубеж, считают в руководстве Группы компаний «ВЛП». Прежде всего речь идет об азиатских торговых площадках. Крупнейшими внешними потребителями в 2024 году останутся КНР (Поднебесная, к слову, является одним из ведущих потребителей древесины в мире) и Египет. Также сбыт российской лесопродукции активно увеличивается и на Ближний Восток и в Юго-Восточную Азию.
В частности, Иран, Ирак, Индия, Пакистан, Вьетнам и некоторые другие страны считаются весьма перспективными для продаж.
На фоне санкций и запрета поставок российской продукции деревопереработки в страны Евросоюза лесопильная отрасль существенно переориентировала экспортные потоки и наладила новые логистические маршруты. В частности, вологодские компании начали отправку контейнерных поездов в Китай. Причем как прямых, так и через транзитные страны: Монголию и Казахстан. Также налажена схема отправки поездов в порты Дальнего Востока для последующей отправки в страны Юго-Восточной Азии морем.
- Впрочем, при экспорте на дальние рынки Азии предприятия сегодня ограничены в выборе транспорта. Лесопромышленники готовы поставлять на Восток большое количество товаров по железной дороге, но фактически получают только половину из тех контейнерных мощностей, которые бы покрывали их потребности. В результате ВЛП приходится перенаправлять экспортные потоки на более дорогостоящие водные перевозки. В последнее время открылось новое транспортное направление через Казахстан в Китай, которое позволило бы увеличить экспортные мощности в КНР. Отмечу, что и водные пути, и железнодорожная логистика через Казахстан стоят в полтора раза больше, чем до кризиса, и не позволяют экономически эффективно реализовывать продукцию. Вместе с тем коридор «Север - Юг» (международный транспортный коридор между Россией, Индией, Ираном и соседними странами) является для большинства участников рынка недоступным из-за стоимости, - отмечают в руководстве Группы компаний «ВЛП».
По его словам, размер государственных субсидий, который позволяет профинансировать транспортные расходы, достаточно большой и составляет до 80%. Но многое зависит от объема бюджета, который выделен на эти цели.
- На практике субсидии получает только ряд отдельных компаний, а не все представители отрасли. Если говорить об итогах 2023 года, то до сих пор субсидии ни одно предприятие не получило, хотя деньги на эти выплаты в бюджете были заложены. Более того, их объем был даже увеличен. При этом субсидии, которые были предусмотрены на стимулирование отгрузки через порты Северо-Запада в 2024 году, на данный момент отсутствуют, - напомнил глава лесопромышленного холдинга. - В прошлом году на компенсацию транспортных затрат в бюджете на три отрасли - лесопромышленный комплекс, металлургическую и химическую промышленности - было выделено 25,5 миллиарда рублей. Предприятия лесной промышленности получили из них 8,5 миллиарда рублей. На текущий год предусмотрено 17,6 миллиарда рублей также на три отрасли, что явно недостаточно. В течение года будет необходимо выделение дополнительных средств.
При этом за последнее время были приняты меры господдержки лесной отрасли, которые оказались эффективными. В их числе - за заготовку древесины арендаторы лесных участков тогда платили по объему фактической заготовки. А поскольку объем заготовки упал, то и платежи по аренде снизились. Еще одна стимулирующая мера - выделение бюджетных кредитов регионам для строительства новых и переоборудования действующих котельных, которые могли бы использовать пеллеты в качестве топлива.
Пеллеты - в Россию и Китай
В частности, Вологодская область вошла в число пилотных регионов, где по поручению Президента России реализуется переход котельных с угля на более экологичный вид биотоплива - брикеты. Это разновидность биотоплива, которое тоже изготавливается из отходов производства и может использоваться на котельных. В результате 12 котельных в Харовском округе будут переведены на брикеты. В целом от того, насколько эффективно будет решаться проблема со сбытом биотоплива, зависит устойчивая работа предприятия лесного комплекса уже в обозримом будущем.
- Но текущий объем потребления пеллет катастрофически мал для утилизации избытков опилок. Из-за отсутствия сбыта в Европу лесопильщики утопают в опилках, а пеллетные мощности, например, в Вологодской области, работают всего на 26%. В этих условиях есть вероятность, что максимум через пару лет лесопильщики, которым некуда девать побочный продукт, встанут из-за гор опилок, - считает Александр Чуркин.
Что касается экспорта биотоплива, то с закрытием традиционного для этой продукции европейского рынка, сегодня российские предприятия поставляют пеллеты только в Южную Корею. Еще один из вариантов - договориться о снятии барьеров для экспорта российских пеллет с Китаем.
- Впрочем, КНР ставит условием таких поставок возобновление экспорта необработанной низкосортной древесины. Решение данного вопроса крайне необходимо для развития лесопромышленного комплекса страны. Для китайской экономики этот продукт тоже имеет важное значение с точки зрения выхода на низкоуглеродный тренд. Поэтому я считаю, что шансы договориться весьма велики. Тем более с уходом европейских потребителей в РФ обострилась проблема сбыта круглой низкосортной древесины, а производства по переработке фанерного кряжа работают на сниженной мощности, - считают в руководстве Группы компаний «ВЛП».
Одновременно с этим участники отрасли отмечают рост спроса внутри России, в том числе за счет увеличения темпов возведения домов и дач с использованием дерева в нашей стране.
- Для увеличения спроса требуется дополнительное финансовое и законодательное стимулирование. Тем более текущая цена на российском рынке превысила стоимость на аналогичный товар в КНР, - уверены в руководстве Группы компаний «ВЛП».
Комментарии (0)