Для кого Белов писал смелее: для вологжан или москвичей?

statics/images/arcticles/122024/17122024xc8e1fe6f.jpg
Наша газета первой публиковала произведения будущих классиков.
Фото из архива «Красного Севера»
statics/images/arcticles/122024/17122024x467a4065.jpg
Коллаж художника Георгия Василевича «Портрет Василия Белова» (Вологда, 2024), выполненный из нескольких номеров газеты «Красный Север».

В эти первые зимние дни мы чтим память всемирно известного вологодского прозаика Василия Белова. Наш земляк скончался 4 декабря 2012 года в возрасте 80 лет. Сегодня хочется поговорить о его «красносеверском» периоде жизни, более детально исследовать который нам предстоит в будущем. 

Сотрудничать с газетой «Красный Север» Василий Иванович начал еще во времена учебы в Литературном институте имени Горького, с 1962 года (судя по всему, сразу после вступ­ления в Союз писателей СССР и прохождения журналистской практики на третьем курсе).

В годы его московского студенчества на страницах областного издания выходили такие материалы, как статья «В клубе любителей книги», в которой рассказывалось о первой встрече Белова с вологодскими читателями и его первых книгах: повести «Деревня Бердяйка» (1961) и нескольких рассказах - «Клавдия», «Прежние годы», «На родине», «Гудят провода», «Эхо детства» и других. Книжную рубрику вел поэт Александр Романов, учившийся тогда на Высших литературных курсах (в одно время с Беловым). На встрече Белов читал новые рассказы «Колоколена» и «Три часа сроку».

Получение в 1964 году (60 лет назад!) столичного образования и квалификации литературного работника многое определило в судьбе молодого человека. «Безнадежно вологодский» (цитата сокурсника и друга, поэта Ивана Лысцова) Василий Белов «цветистой и животворной прозой» (цитата Александра Яшина) воспел свою деревню и земляков настолько глубоко и лирично, что встал в один ряд с русскими классиками. Обо всех этих достижениях рассказывала областная газета.

С середины восьмидесятых годов в «Красном Севере» Василий Иванович публиковал не только маленькие художественные произведения, но и статьи в память об ушедших друзьях, краткие отзывы на сочинения современных авторов, а также остросоциальную публицистику. «Для любого писателя газета одновременно трибуна и обратная связь с читателями. Крупные произведения не опубликуешь, а отдельные рассказы, стихи, очерки, публицистику возьмут… - написал об этом доктор филологических наук, писатель Виктор Бараков. - Изменения в стране не обойти. Если в 70-е годы Белову были везде рады, то в девяностых в «Красный Север» брали далеко не все. Очень интересно сравнивать одни и те же беловские тексты в разных изданиях. Иногда вологодские варианты были смелее, иногда - московские».

В «Красном Севере» Василий Белов выступал как писатель и публиковал, например, рассказы («Речные излуки», «Весна», «Мальчики»), но нередко - и как журналист, откликаясь на актуальные проблемы страны и области. Редакция и сама на протяжении 1960 - 2000 годов активно реагировала на произведения, театральные и кинопостановки по Белову, журналисты много писали о творчестве талантливого вологжанина. Если полистать старые номера «Красного Севера», то там мы находим статьи журналистов Василия Елесина, Николая Задумкина, Бориса Грабовского, Алексея Колосова, а также критиков и литераторов Владимира Аринина, Василия Оботурова, Вячеслава Белкова, Александра Романова, Юрия Леднева.

Вообще, любопытно посмотреть на то, из каких кусочков соткана «красносеверская» история известного прозаика, и увидеть, как складывалась судьба вологодской литературы в 1960 - 1990 годы.

Эльвира ТРИКОЗ, Вологда

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: