Чтобы исполнить приказ Сталина, они совершили невозможное
Моего отца призвали в Красную армию в январе 1943 года. После окончания Иркутской летной школы старший лейтенант технической службы Александр Николаевич Григоров был направлен в Читу, затем в Монголию советником авиации.
Позднее служил в 248-й Порт-Артурской дивизии. Выполнял боевые задания, осуществлял перелеты, обеспечивал безотказную работу наших штурмовиков. Завершил службу в 1952 году в Китае. Как это происходило, я узнала из его рассказов, некоторые из которых были опубликованы в СМИ. Он был награжден Орденом Отечественной войны II степени, медалями, в том числе «За победу над Японией», «За боевые заслуги» и другими.
- Шел тревожный и военный 1942 год. Переведенный на четвертый курс индустриального техникума, я проходил практику на ТЭЦ-1 и готовился стать теплотехником, но осуществиться моим планам было не суждено, поскольку из родной Костромы был призван в армию, - вспоминал отец. - В товарном составе повезли не в сторону фронта, а, к моему удивлению, на восток. Так я стал курсантом Иркутской школы авиамехаников. В конце 1943 года окончил ее с отличием. Специализировался на изучении материальной части штурмовиков Сергея Ильюшина.
После учебы отец был направлен авиамехаником в 967-й штурмовой авиаполк, который входил в состав 9-й воздушной армии и базировался в Чите.
Весь личный состав полка настойчиво добивался перевода на Западный фронт, но этого не произошло, поскольку обстановка на восточных рубежах страны была более чем тревожной - милитаристская Япония, захватившая Китай, выжидала удобного момента, чтобы напасть на Советский Союз. Наши самолеты, которых называли летающими танками, выполняя приказ, летали, перебазируясь с одного аэродрома на другой вдоль границы от Читы до Хабаровска и Владивостока. И были во время службы такие эпизоды, которые запомнились отцу и его боевым товарищам на всю жизнь. Так, когда возникала необходимость обеспечить вылет с нового аэродрома, автомеханику надо было лететь туда вместе с летчиком. Но трудность заключалась в том, что Ил-2 поначалу был одноместным, и приходилось размещаться в бомболюке, когда возникала необходимость принимать меры от случайного сброса. По этому поводу бывали и вынужденные посадки вблизи Амура.
Потом Александр Григоров попал в Монголию, когда дружественная нам страна оснащалась нашими самолетами, и надо было обучать военных техников эксплуатации штурмовиков. Диплом с отличием и накопленный опыт позволили отцу стать советником авиации. Папа обучал монгольских авиатехников и обучался сам чужому языку.
- Радости не было предела, когда июньским утром 1945 года на аэродроме Удурхана производили посадку наши «горбатые» (так бойцы называли Ил-2), - рассказывал папа. - Это был родной 967-й авиаполк. Убедительные просьбы увенчались заменой, и должность советника была позади. Не удержала даже обещанная монгольская награда.
Оказалось, что в числе соединений эта часть получила приказ занять позиции на границе с Китаем со стороны Монголии. Еще несколько перелетов - и были заняты исходные рубежи.
Уже состоялась Победа над фашистской Германией, но теперь не давала покоя Япония, и папин полк находился в полной боевой готовности. Ждать пришлось недолго. С началом августа, в шесть утра, стали взлетать наши штурмовики. Отец летел в кабине стрелка, чтобы после посадки на территории Китая сразу же обеспечить следующий вылет. Было видно, как трудно преодолевали Хинганский перевал наши наземные войска. Тем не менее стремительный натиск наших войск в первые же дни войны сломал сопротивление передовых частей хваленой Квантунской армии. Дальнейшие события развивались так стремительно, что потом двухмесячная война вспоминалась как один день.
Ему довелось принять участие в одной из самых загадочных операций войны - взятии Порт-Артура.
«Поступил приказ Сталина: взять Порт-Артур, - вспоминал Александр Николаевич. - А у нас в одном перелете от этого города горючее закончилось, мы ждали, когда подвезут. А тут еще и американцы прилетели из-за океана - им также приказали взять Порт-Артур. У американских летчиков тоже кончилось горючее, но, по нашим подсчетам, им должны были подвезти его раньше...»
Но приказ Сталина был сильнее слова «невозможно»: сказано успеть раньше американцев, значит, другого пути нет. И наши летчики с отчаянным мужеством людей, которым нечего терять, слили все оставшееся топливо в один общий «котел». Этого хватило на то, чтобы заправить три самолета. И в итоге русские самолеты первыми появились в небе над Порт-Артуром! За короткое время с боями был пройден путь через весь континентальный Китай. Только после освобождения Порт-Артура и порта Дайрена (Дальнего) Япония капитулировала.
Александр Григоров точно не знал, сколько часов налетал и сколько вылетов обеспечил за восемь лет службы, но с достоинством утверждал, что на самолетах, которые готовил к полетам, не произошло ни одной аварии или катастрофы по техническим причинам.
Галина ВОСКОБОЙНИКОВА, Вологда
Комментарии (0)