Череповецкое море строили представители 25 национальностей

statics/images/arcticles/092018/05092018xde04683d.jpg
Вологодские комсомольцы строили многие известные транспортные артерии страны, в том числе и знаменитый БАМ.
Фото с сайта stiley.ru
statics/images/arcticles/092018/05092018xa37fc142.jpg
Идет монтаж оборудования для Шекснинского гидроузла.
statics/images/arcticles/092018/05092018x14620046.jpg
На строительство Волго-Балта приехали комсомольцы со всех уголков страны.
Фото из группы соцсети «ВКонтакте» «Шексна - дело прошлое»
55 лет назад по улицам тогда еще небольшой Шексны проехал комсомольский агитавтомобиль с кумачовым полотнищем на борту «Череповецкое море стало реальностью!». Вскоре состоялся митинг, посвященный Волго-Балтийскому водному пути, ставшему для нашей области одной из важнейших молодежных строек советской эпохи. 

Палатки не пригодились

История Волго-Балта со временем обросла многочисленными мифами. Один из них гласит, что канал построен на костях узников ГУЛАГа. И хотя заключенные действительно привлекались к работе, на самом деле стройка была комсомольско-молодежной. 
Постановление Совета Народных Комиссаров СССР о строительстве Волго-Балта и Северо-Двинского пути в сентябре 1940 года определило, что речной путь от Череповца до Вытегры пройдет на основе уже существовавшей Мариинской водной системы с привлечением к строительству шлюзов и плотин 40 тысяч заключенных. Для их размещения даже были заказаны брезентовые палатки на 140 человек каждая.
Подготовительные работы были прерваны войной. Возобновить локальное строительство удалось лишь в 1947-м, но еще целое десятилетие этот процесс шел ни шатко ни валко - не хватало ни людей, ни техники. 
Ситуация кардинально изменилась зимой 1959 года, когда XXI съезд КПСС утвердил контрольные цифры развития народного хозяйства на семь ближайших лет. 
Предусматривалось завершить строительство Волго-Балта не позднее 1965 года.

Кузница кадров

Уже через несколько месяцев Вологодский обком ВЛКСМ принял решение о направлении на строительство Волго-Балта так называемого комсомольского набора в составе 500 человек.
Но требовалась не просто рабочая сила, а квалифицированные специалисты, готовые управлять современной техникой. Благо, что недостатка в ней после партийной директивы уже не было - в кратчайшие сроки к местам строительства доставили более 300 экскаваторов и бульдозеров, почти полторы тысячи грузовиков и автокранов, 70 водных земснарядов.
Одновременно были организованы ускоренные курсы обучения на электросварщиков, бетонщиков, каменщиков, арматурщиков, бульдозеристов, водителей… За все время строительства Волго-Балта здесь смогли приобрести специальность более 5000 человек. 
Но местных квалифицированных кадров по-прежнему не хватало. Создание водного пути совпало по времени с двумя другими важнейшими комсомольскими задачами - освоением целины и массовым строительством новых животноводческих комплексов, что также требовало большого количества человеческих ресурсов. Поэтому на Волго-Балт, объявленный подшефной стройкой ВЛКСМ, стали массово приглашать молодежь из других областей и республик.

Дрались только из-за девушек

По информации бывшего директора областного архива новейшей политической истории, а затем «главного летописца» вологодского комсомола Сергея Цветкова, в начале 60-х годов по оргнабору и комсомольским путевкам на строительство Волго-Балта приехали почти 5400 человек из 36 областей и шести республик Советского Союза. Всего здесь трудились представители 25 национальностей, многие из них приезжали на стройку в солдатской форме, прямо из рядов Советской Армии.
- По соседству с нами в большом деревянном бараке жили карелы, латыши, финны и литовцы, в соседнем здании - грузины, армяне и азербайджанцы, - вспоминал впоследствии один из вологодских строителей Волго-Балта, комсомолец 60-х Сергей Васильев. - Жили, не разделяясь на национальные общины, без какой-либо вражды и неприязни. Общее дело сплотило представителей самых разных национальностей. И на работу вместе ходили, и в волейбол играли, и дружили большими компаниями. Правда, несколько драк «один на один» на моей памяти все-таки было. В основном из-за местных девушек. Но как-то мирились быстро. А если до свадьбы дело доходило, то и гуляли на них пусть скромно, но тоже все вместе. 
В разгар работ по строительству Волго-Балта здесь трудились более 50 комсомольских бригад, а сама стройка по праву считалась молодежной. Большинству рядовых рабочих не было еще и 20, средний возраст мастеров и прорабов составлял 22-24 года. 
В подшивках нашей газеты и в архивных документах можно найти упоминания о трудовых подвигах комсомольско-молодежных бригад бетонщиков Михаила Никитина, Леонида Ромашко, Александра Русанова, коллективов земснарядов Петра Демиденко и Александра Сапожкова, крановщиков Алексея Мельника и Михаила Аулова, электриков Николая Карченко и Анатолия Приходько, сварщицы Галины Сидоровой и многих других. 

С опережением графика

Помимо рек и озер в систему Волго-Балта вошли и несколько искусственных каналов, которые пришлось прокладывать через топи, болота и лесные чащи. По данным Сергея Цветкова, за время строительства Волго-Балта было выполнено более 63 миллионов кубических метров земляных работ, уложен огромный объем железобетона, смонтировано 14 000 тонн различных 
металлоконструкций.
К тому же уже в процессе строительства сроки завершения работ были существенно скорректированы. Сначала, учитывая транспортную и военно-стратегическую важность пути, полное окончание работ перенесли с 1965 на 1964 год. Потом из ЦК пришло новое указание - организовать пропуск специальных судов не позднее осени 1963-го. А раз партия сказало «Надо», комсомол тех лет всегда отвечал коротко - «Есть!».
И эти слова не расходились с делом. Грандиозное строительство действительно шло опережающими темпами. В ноябре 1960 года в створе Вытегорского и Белоусовского гидроузлов была перекрыта река Вытегра. Еще через три года прочная плотина перегородила извилистую прежде Шексну, началось наполнение нового водохранилища, первоначально именовавшегося Череповецким морем. 
В числе тех, кто стимулировал строителей на трудовые свершения, были и особые комсомольские бригады, составленные из пропагандистов и молодых артистов. Транспортом для таких «летучих» агитбригад в условиях существовавшего бездорожья обычно становились грузовые автомашины. Они же являлись и импровизированными сценами - для этого просто опускался задний борт кузова. 
море не прижилось
Была у передвижных комсомольских агитбригад и еще одна важная миссия - проводить разъяснительную работу с жителями деревень, попадающих в зону затопления. Далеко не все из них добровольно соглашались покидать обжитые места. Приходилось и уговаривать, и убеждать, а при необходимости еще и помогать перевозить на новое место разобранные дома и скот переселенцев. 
Официально строительство Волго-Балта завершилось в октябре 1964 года, после подписания правительственной комиссией акта о приемке его в эксплуатацию. Но фактически канал стал полностью судоходным на четыре месяца раньше - еще в начале июня через его шлюзы пошли грузовые суда, вскоре к ним присоединились и пассажирские теплоходы. 
А вот название «Череповецкое море» по ряду причин так и не прижилось. Водохранилище за поселком Шексна стали именовать Шекснинским. Но, думается, череповчане не в обиде. Для них, как и для жителей других городов и районов, построенный Волго-Балт стал главной водной артерией региона, без которой уже невозможно представить современную Вологодскую область.
Максим ВОЛОДИН
ВЛКСМ Юбилей 100 лет История Как это было Шексна Волго-Балт

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: