«Бойцы на фронте в газетах ищут названия родных улиц»
В Вологде побывал писатель Олег Рой, который рассказал, какой проект будет реализовывать с помощью вологодских авторов, как меняется мир литературы и меняются ли дети.
Справка
Олег Рой (настоящее имя - Олег Юрьевич Резепкин) - российский писатель, сценарист, продюсер и общественный деятель. Обладатель Золотого рыцарского креста доблести и чести. Автор более 60 романов для взрослых и порядка 250 книг для детей и подростков. Входит в пятерку лидеров в России среди авторов взрослой художественной литературы по суммарному годовому тиражу издаваемых им книг и возглавляет шорт-лист популярных детских авторов.
Ряд литературных произведений экранизированы, картины получили российские и международные награды.
Автор, создатель и продюсер анимационных
сериалов «Джинглики», «Дракоша Тоша»,
«Шмяк. Волшебная лавка Есении», «Супер МЯУ».
- Олег Юрьевич, встретиться с вами оказалось нелегко, потому что вы здесь, в Вологде, очень заняты, буквально ни минуты свободной. Откройте секрет, с какой целью приехали в наш регион?
- Самое главное, почему я приехал сюда, - это приглашение губернатора Георгия Филимонова. В год 80-летия Великой Победы мы начинаем работать с авторами Вологодчины, которые пишут малую прозу, большую прозу, стихотворные произведения. Проект имеет свое начало, и, если все будет хорошо, в этом году мы его уже увидим, но у него не запланирована завершающая стадия. Почему? Потому что он очень легко будет переходить и в какие-то другие проекты. Например, в театральные постановки, и тоже уже не секрет, мы с губернатором об этом говорили: если все пойдет, как задумано, то в ближайшее время увидим на ваших театральных подмостках московский театр Моссовета с большим спектаклем «Неотправленные письма».
- Вас знают как писателя-фантаста, как очень популярного детского автора, но я вижу, вы сейчас одеты в милитари, и это навевает мысль о теме СВО…
- С первых дней спецоперации я стал выезжать на линию боевого соприкосновения, в воинские части, потом в госпитали. И вот до сегодняшнего дня так и продолжаю этим заниматься. Я выпустил уже пять романов на тему СВО. Мы поставили два спектакля на эту тему и выпустили большой литературный аудиопроект, который озвучивал Сергей Гармаш. Сделали пять альбомов с музыкантом Сергеем Русских, записали окопную лирику. Еще мы выпустили большой сборник с лучшими стихами об СВО с фондом «Своих не бросаем». Поэтому я очень сильно во все это вовлечен и считаю, что это именно то время, когда автор должен здесь, в тылу, показывать свою любовь к Родине.
- От Вологодской области за ленточку тоже едут творческие люди, библиотеки и волонтеры собирают книги для бойцов, и мне приходилось слышать такое мнение, что ребята просят: «Не надо нам про войну». А по вашему наблюдению, что бы они сейчас хотели читать и смотреть?
- Меня иногда поражает, как мы быстро, хорошо можем придумывать легенды. Я нахожусь там, я общаюсь с пацанами, и запроса «не давайте нам о войне» нет. Вот сидит придумщик где-нибудь у себя на мягком диване и говорит: а давайте вот в этот момент мы будем снимать «Слово пацана» о бандитизме, а вот литературу о войне мы на передовую не будем отдавать, потому что пацаны так говорят. Какие пацаны так говорят? Вкусы у всех разные, но сказать, что все сидят и дуют губы на то, что мы привезли им книги о Великой Отечественной войне, - нет, конечно, такого. Ребята читают все. Ребята читают запоем. Особенно в госпиталях. Мало того, мы сколько пробуем в госпиталях сделать действующие библиотеки - не удается. Пацаны все эти книги с собой забирают, когда выписываются или уходят на реабилитацию. Мало того, на линии боевого соприкосновения пацаны читают любые газеты, особенно газеты с того края, откуда они пришли: фотографии вот эти вот, лица, читают даже объявления - просто потому, что там упоминается родная улица.
Начиная с 2022 года, когда об СВО не писали, когда многие не хотели, многие боялись, вот тогда я выпустил пять романов, и я считаю, что свой вклад внес. Сейчас подросло такое поколение молодых авторов, которые на линии боевого соприкосновения набрались опыта и знают, о чем они будут писать. Я читаю эти тексты, потрясающие совершенно тексты. Новые Симоновы уже приходят.
- Современные дети сильно отличаются от тех, которые, скажем, были 30 - 40 лет назад? Благотворно ли сказываются на них все вводимые законодательные ограничения - возрастные цензы, требования к безопасности и так далее? К примеру, те дети, которые повзрослели и пошли воевать на фронта Великой Отечественной войны, были не закрыты ни от какого, как сейчас говорят, шокирующего контента, от труда, от понимания своих обязанностей. Вырастут ли стойкие отважные патриоты из детей, которых так сильно оберегают?
- Для меня, как для родителя, дети не меняются. Ребенок - он и есть ребенок, просто в мое время, условно говоря, было меньше гаджетов, больше каких-то других интересов. Мир меняется, и я меняюсь вместе с этим миром. Ребенок не прилетает ко мне с Венеры или с Марса, он живет рядом со мной. Поэтому изменения моего ребенка происходят при мне. Если ты к этому готов и правильно к этому относишься, то ребенок 40 - 50 лет назад абсолютно точно такой же. Ребенок всегда остается ребенком, которому нужен хороший родитель, хорошее образование и светлое будущее, и мирное небо над головой.
Если же говорить о готовности юного поколения к серьезным трудностям, то, когда началась Великая Отечественная война, все встали, от мала до велика, и пошли воевать за Родину свою. А когда случился Афганистан, мы, мое поколение, начали писать заявления о помощи братскому народу Афганистана и уходили воевать туда. Сейчас происходит практически то же самое.
Дай Бог, чтобы эти три года СВО научили наши книжные магазины отдавать полки прежде всего российским авторам, которые пишут на земле русской и любят свою родину. Сейчас у нас 80% - это иностранная литература. Нигде в мире так не практикуется. В Китае 5% иностранной литературы, все остальные - китайские авторы. Это правильно. Это же должно относиться и к контенту. Хотя бы большинство контента, который у нас производится для детей, должно быть о государстве, во славу государства, семьи, веры, многонациональности. Нам нужны дети, которые сами пойдут защищать свою Родину, свою веру, своего отца и маму, а не 54 гендера, которых пытаются навязать им.
- Как вы считаете, книги иноагентов нужно убирать с полок?
- Есть совершенно разные мнения на этот счет. Я считаю, что предатели не должны получать гонорары за эти книги. Уехал - это одно, сказал про страну плохое - это уже совершенно другое. Это предательство. Значит, все. Ни тебе концертных залов, ни тебе гонораров, ни тебе роялти. Все. Забудь. Ни тебе квартир и всего, чем ты владел или владеешь внутри государства Российского.
- Говоря о людях, которые никогда не предавали свою родину... Вологодская область - это родина либо место силы огромного количества очень сильных авторов, известных не только в России, но и во всем мире. С творчеством кого-то из них вы знакомы?
- Нет, не ставил себе такой задачи и даже не ставил задачу произвести на вас сейчас впечатление и сыпать адресами, фамилиями и произведениями. Вот сейчас мы начали заниматься литературным продуктом, куда будут входить вологодские авторы, и мы прямо сейчас вот из этой плеяды потрясающих авторов прошлых поколений и ныне живущих будем выбирать тех, кого мы будем представлять в рамках вот этого проекта. В книге будут вновь написанные произведения наших современников, а вот по QR-кодам, которые будут на страницах, мы сможем находить авторов, чьи произведения уже стали классикой.
- Каковы сейчас основные тенденции в литературном процессе в России, в том числе и в области фантастики? Сейчас этот жанр на подъеме, и даже можно на сайтах у крупных издательств увидеть, что они ждут рукописи на эту тему.
- Сейчас много трендов, которые руководят литературным миром не только нашей великой страны. Голливуд транслирует одну фантастическую историю за другой. Это тема, которая так или иначе всем очень интересна. В нее вкачивается огромное количество денег. Но нельзя сказать, что мы уйдем только в фантастику или только в детективный жанр. Вы же помните, у нас с начала двухтысячных детективный жанр вообще преобладал. Это было такое время, когда все думали, что кроме детективов больше никто ничего не берет.
И, кстати, издательства в основном делали запрос на это. Потом в мир литературы ворвался такой, как Олег Рой, с жанром «мистическая проза, лирическая проза». И тогда все говорили: новый жанр, иронический роман, психологическая проза.
И все думали, что мы теперь там останемся навечно. Потом вдруг в наш мир ворвалось фэнтези, и сейчас рынок уже перенасыщен этим, и это все равно востребовано, сколько бы ни писалось.
И, опять же, та же самая литература о войне, об СВО в том числе... Мир перевернулся. Многие исполнители, когда-то певшие попсу, сейчас не вылезают из-за ленточки. Если у страны сейчас вот такой период, ты обязан помогать своей стране и быть действительно тем сыном Отечества, про которого мы говорим не только с трибуны. Ты перестраиваешься, переделываешься, по-другому не будет. Мы в этом году выигрываем войну, это мы уже знаем для себя, и я опять буду писать мистику, любовные романы, и буду работать с детьми.
Комментарии (0)