Банки грозятся отменить кэшбек

Уже в конце сентября комиссия за эквайринг - безналичную оплату товаров и услуг картой через платежные терминалы - для предприятий малого и среднего бизнеса может быть снижена практически вдвое - до 1%. Этот вопрос сегодня всерьез обсуждается в Правительстве России в качестве одной из мер поддержки МСП. Но уже сейчас против этого решения жестко выступило банковское сообщество. 

2% - это много

Если в какой-нибудь торговой точке вам предложили заплатить наличными, а не по банковской карте, то, с большой долей вероятности, причина этого кроется не в сбое работы терминала, а в нежелании предпринимателя платить эквайринг. И такие случаи в небольших магазинах и кафе - не такая уж и редкость. 
Как устроен эквайринг? Допустим, вы совершили небольшую покупку на 100 рублей по безналичному расчету, то есть картой. Из этой суммы торговая точка вычитает порядка двух рублей и переводит их в виде комиссии банку-эквайеру, который устанавливает оборудование для приема карт. На и это еще не все. Банк-эквайер, в свою очередь, отдает 1,6 рубля банку-эмитенту, выпустившему карту. Из этой же суммы финансовые организации выделяют различные бонусные баллы и кэшбек, которые они предлагают своим клиентам. Свою долю, причем немалую, получают и платежные системы - Visa, MasterCard и Национальная платежная система «МИР». 
Для малых и средних предприятий, переживающих сегодня нелучшие времена, эти небольшие, казалось бы, 2% комиссии превратились в серьезные суммы дополнительных платежей. Недаром в свое время Владимир Путин назвал эквайринг «квазиналогом». При этом он привел примеры, что в ряде стран ставки по этой банковской комиссии не превышают 0,2-0,3%. 
По словам председателя комитета по торговле «Деловой России» Алексея Федорова, даже налоговая служба получает в несколько раз меньше сборов по налогу на прибыль, чем банк. По его мнению, ситуация, когда банковские структуры зарабатывают на ритейле больше, чем государство, 
несправедлива. 
Нынешней весной, в разгар пандемии коронавируса, Банк России ограничил ставку комиссии за интернет-эквайринг в 1% на товары первой необходимости: продукты питания, лекарства и медицинские товары, одежду, товары повседневного спроса, бытовую технику, электронику, средства связи - при покупке до 20 тысяч рублей. Предполагалось, что такая ставка - 1% против прежних рыночных в 2% и выше - позволит малому и среднему бизнесу выделить дополнительные ресурсы для поддержания своей деятельности в это сложное время и даже снизить цены. 
С самого начала регулятор объявил о том, что сниженная комиссия будет действовать только в период с 15 апреля по 30 сентября нынешнего года. А 10 августа Центробанк еще раз подтвердил, что продлевать эту меру не будет. Одновременно с этим в Правительстве России заговорили о необходимости снижения ставок за торговый эквайринг до 1% для всего малого и среднего бизнеса. И даже назвали примерную дату - уже с 30 сентября. 
Опустить ставку эквайринга для субъектов малого и среднего предпринимательства до 1% ранее поручил первый вице-премьер Андрей Белоусов. Одним из сторонников этой меры выступило и Минэкономразвития. 
- Мы, безусловно, поддерживаем это решение, - говорит председатель областного Союза потребительских обществ Инна Репина. - На территории области работают порядка 70 предприятий и юридических лиц облпотребсоюза. Сегодня в наших магазинах рассчитываются картами и наличными примерно 50 на 50. Комиссия за эквайринг, поскольку мы участвуем в зарплатных проектах банка, варьируется для наших торговых точек от 1,6 до 1,8%. Представляете, какие большие суммы мы вынуждены платить за эквайринг и прочие услуги банков? 

Банки против

Между тем банковское сообщество эту идею не поддержало. 
На днях президент Ассоциации банков России (АБР) Георгий Лунтовский направил письмо главе Минэкономразвития РФ Максиму Решетникову с просьбой не устанавливать комиссию за прием безналичных платежей для предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП) на столь низком уровне. В обращении АБР отмечается, что ограничение стоимости эквайринга 1% может привести к тому, что финансовые организации будут вынуждены переложить на бизнес затраты на покупку и обслуживание терминалов для приема карт. В банковском сообществе пояснили, что для предприятий, чей оборот не превышает 24 миллионов рублей в год, потенциальные дополнительные расходы будут на 3-5% выше, чем экономия, полученная за счет снижения ставки за безналичную оплату. 

Комментарий

Ибадат Рзаев, 
заместитель председателя Общественной палаты 
Вологодской области, председатель комиссии по экономическим вопросам:

- Решение о переводе предприятий на безналичный расчет было правильным с точки зрения легальности ведения бизнеса. Но при этом никто не задумывался, как оно будет реализовано. И банки начали действовать на свое усмотрение. Комиссия в 1% - это абсолютно достаточно. Посмотрите, сегодня оборот розничной торговли Вологодской области составляет порядка 200 миллиардов рублей. Пусть 100 миллиардов из них - по безналичному расчету. Получается, что только на этом банки зарабатывают сегодня примерно два миллиарда рублей. В кризисной ситуации бизнес ставит перед властями вопросы о снижении ставки по упрощенной системе налогообложения с 6% до 2-3%. И в нашем регионе пошли навстречу предпринимателям. Вот и получается, что государство, которое содержит правоохранительные органы, бюджетную и социальную сферу, получает 2%. И столько же зарабатывает банк на эквайринге. Мы должны наконец-то понять, что роль малого и среднего предпринимательства не только в том, чтобы платить в бюджет, но и самое главное - в обеспечении занятости населения. Поэтому, чем меньше фискальная нагрузка, тем больше средств останется у предпринимателя на выплату зарплат и свое развитие. 

Кроме того, в случае принудительного снижения эквайринга кредитные организации не смогут предоставлять клиентам различные бонусы поощрения, среди которых кэшбэк за покупки в малых и средних торговых предприятиях. А это, в свою очередь, еще больше приведет к переориентации покупателей на крупные торговые сети, что негативно повлияет на выручку предпринимателей. 
Еще один привычный довод, который, как правило, приводят банкиры в пользу эквайринга, - установка терминалов для оплаты картами способствует не только увеличению проходимости того или иного магазина, но и его выручки. Недаром предприниматели, в том числе и в нашей области, все активнее применяют безналичные расчеты. 
На днях Вологодское отделение Сбербанка привело данные об увеличении на 20% оборота по торговому эквайрингу по итогам первого полугодия 2020 года. На столько же по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло и количество терминалов банка для приема безналичных платежей. 
- Региональные предприниматели охотно подключаются к торговому эквайрингу, получая выгодные условия обслуживания, необходимое оборудование для работы и консультации специалистов банка, а также дополнительный поток клиентов. За первое полугодие количество партнерских точек выросло на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, - так прокомментировала эту информацию заместитель управляющего Вологодским отделением Сбербанка Елена Парфенова. 
Свой рецепт решения проблемы предлагает и президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин. По его мнению, для малого, среднего и микробизнеса нужен разный подход при установке максимальной ставки эквайринга. При этом необходимо учитывать такие показатели, как оборот предприятия, число и размер трансакций, сроки окупаемости терминалов.
В любом случае сегодня федеральные власти оказались перед сложной дилеммой. С одной стороны, снижение комиссии поспособствует сокращению издержек предпринимателей, а также позволит повысить прозрачность их финансовых потоков. С другой стороны, при снижении эквайринга банки могут искать пути возврата утраченной прибыли за счет повышения тарифов на другие услуги. 
Бизнес Эквайринг

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: