А ты записался резервистом?!

statics/images/arcticles/102021/27102021x9a7b7a17.jpg
В сентябре около ста жителей региона подписали контракт и отправились в Карелию на трехдневную учебу (с дорогами поездка заняла пять дней).
Фото предоставлено военным комиссариатом Вологодской области
statics/images/arcticles/102021/27102021x2aaaa75a.jpg
Помимо питания и денежного довольствия резервистам положено бесплатное медицинское обслуживание и сохранение среднего заработка.

«Мне пришла повестка из военкомата, зовут на сборы, а я служил десять лет назад, и меня вряд ли отпустят с работы», - такие разговоры у мужчин теперь не редкость. На Вологодчине объявлен набор в мобилизационный людской резерв. Журналисты «КС» узнавали, зачем это нужно, как проходят сборы и что думают работодатели о том, что их сотрудники намерены уезжать «в поля».

От «партизан» до резервистов

Это раньше, в советские времена, в «партизаны» призывали всех подряд: хотя бы раз в жизни солдаты и офицеры запаса ездили на военные сборы. В новом тысячелетии все изменилось: теперь на случай неприятельских атак готовится ограниченное число граждан по принципу «лучше меньше, да лучше». 

Указ Президента РФ о создании мобилизационного людского резерва вышел в 2015 году. Сначала ряд регионов его апробировал, собирая небольшие подразделения. В этом году очередь дошла и до нашей области: в августе военкоматам поставили задачу укомплектовать расширенный батальон резервистов (порядка 500 человек). А уже в сентябре около ста мужчин подписали контракт и отправились в Карелию на трехдневную учебу (с дорогами поездка заняла пять дней). В первую группу попал и 43-летний череповчанин, старший лейтенант запаса Олег Артемов (данные изменены в соответствии с ФЗ «О СМИ»). 

- Узнав о мобрезерве, я очень заинтересовался, пришел в военкомат и без долгих раздумий подписал контракт, - рассказал «КС» Олег Константинович. - Так получилось, что, окончив Военный институт радиоэлектроники с красным дипломом, я отслужил всего два года: не выдержал тягот и лишений армейской службы, написал рапорт и устроился на «гражданке». Но в душе все равно оставался военным, чья профессия - родину защищать. В мобрезерве я убью сразу несколько зайцев: во-первых, выйду из зоны комфорта (это полезно), отвлекусь от рабочих будней, сменю «картинку». Во-вторых, поддержу собственную компетенцию: за 15 лет вне службы моя ценность как офицера стала очень низкой - в случае общей мобилизации меня призовут не старлеем, а солдатом или сержантом. Ну а в этой программе, может, и капитана присвоят… Наконец, это просто интересно - снова окунуться в военные будни: поносить форму, пострелять из автомата и гранатомета, поработать с боевой техникой. К примеру, в Москве за страйкбол большой компанией в полной экипировке участнику нужно выложить как минимум 100 тысяч рублей. Здесь же такую возможность (даже намного круче!) государство дает нам бесплатно.

Все это у Олега Артемова еще впереди. На полигон с сослуживцами он отправится в ноябре. Целый месяц вологжане будут жить в армейских палатках с буржуйками, ездить на стрельбы, оттачивать строевую, боевую, тактическую, техническую и другие виды спецподготовки. Бывших офицеров не бывает - в этом старший лейтенант убедился на первых карельских сборах, где вместе с другими резервистами был зачислен в мотострелковое подразделение. Там он вновь обул армейские берцы, пожил в казарме, вспомнил устав, прошел инструктаж по технике безопасности и был назначен на должность замначальника штаба. 

Доходное место

Кого попало в резервисты не возьмут, предупреждают в областном военкомате. Согласно положению это должен быть человек, отслуживший в армии по призыву или контракту и имеющий определенную воинскую специальность (танкист, мотострелок, специалист по обслуживанию техники и вооружения). Возраст для солдат, сержантов и прапорщиков - до 42 лет (для офицеров - больше). Здоровье тоже оценивается: состоящих на учете в диспансерах (наркологическом, туберкулезном, психоневрологическом) в мобрезерв не примут, как и людей с инвалидностью. Кроме того, откажут гражданам, которые ходят «под статьей» или имеют непогашенную судимость.

- Главное - желание самого человека стать резервистом, на него мы опираемся в первую очередь. Затем проводится отбор: кандидата утверждает специальная комиссия. А дальше он подписывает контракт на пребывание в резерве: минимальный срок первого - три года, затем можно и меньше, - рассказал «КС» подполковник Даниил Бугаев, начальник второго отдела комиссариата Вологодской области. - С резервистом ежегодно проводятся восемь тренировочных занятий (по три учебных дня в месяц), а также учебные сборы (30 дней раз в году). При этом, к примеру, агрария во время страды на учебу не вызовут - пригласят, когда ему будет удобнее, скажем, в межсезонье, а речников не задействуют во время навигации.

Военная форма, трехразовое питание «как дома» (готовят гражданские повара), медицинское обслуживание (а вдруг заболит зуб?) - все это бесплатно за счет государства. За резервистами сохраняются средний заработок и рабочие места, плюс к этому им положены выплаты по линии Минобороны. Солдаты и сержанты, даже если их не вызовут на трехдневные занятия, получат по контракту от 1 800 до 3 200 рублей. За посещение таких занятий им заплатят от 3 000 до 5 200, а за месячный сбор - от 18 до 31 тысячи (у офицеров - до 45). Денежное довольствие зависит от звания и должности резервиста (плюс районный коэффициент Карелии). 

Отпустить нельзя уволить

- Если человек работает на предприятии и получает белую зарплату, то ему даже выгодно вступить в мобрезерв, где его ждет дополнительный заработок, - говорит Даниил Бугаев. - При этом предприятие ничего не теряет: деньги, выплаченные отсутствующему работнику, Минобороны компенсирует. Обязанности на это время можно и перераспределить, тем самым выполнив указ Президента и постановление губернатора области. Однако мы столкнулись с тем, что некоторые работодатели не хотят отпускать своих сотрудников на сборы, намекая на увольнение. В итоге в каждом пятом районе желающих пополнить резерв не нашлось, и это печально.

Ответственнее других, по словам военных, к проблеме подошли Бабаевский и Вытегорский районы. Там и сейчас продолжается отбор резервистов. Не игнорируют эту работу и многие городские предприятия.

- Не скажу, что мой начальник был в восторге, когда я рассказал о мобрезерве, но все же на сборы и занятия меня отпустил с условием, что временно я найду себе замену, - делится череповчанин Олег Артемов.

- Мы законопослушные и всех сотрудников с повестками из военкомата отпускаем без лишнего слова. Вот и в октябре у нас ушел в резервисты молодой парень. Теперь его место будет временно пустовать, но, думаю, мы справимся. Главное, что в случае военных действий (дай Бог, чтобы этого не произошло!) наши мужчины встанут стеной и надежно защитят нас от всех врагов и агрессоров, - делится Светлана Журбенко, главный менеджер по кадровому делопроизводству вологодской компании, производящей мороженое. 

К слову, в первой группе резервистов, уже съездивших в Карелию, были представители частных и государственных предприятий, бюджетники, безработные. Все они адекватные мотивированные люди с опытом и стажем, говорят в областном военкомате. Хорошо отзывался о наших земляках и командир карельской части, где прошли трехдневные занятия. Вологодских резервистов он назвал дисциплинированной и хорошо организованной командой.
 

Мобилизационный резерв

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: