Сухопутное наследие боцмана

statics/images/arcticles/072020/08072020xe1bbedae.jpg
«Якорный» дом в Маринине - одна из достопримечательностей сухопутно-морской улицы.
Фото автора
statics/images/arcticles/072020/08072020xbe980e83.jpg
Со смотровой площадки у Преображенской церкви открывается вид на живописную округу.
statics/images/arcticles/072020/08072020x03f9cf18.jpg
Плавучий дом Виктора Чучина состоит из разборных конструкций и может видоизменять свою форму.
Мы продолжаем рассказывать о малоизвестных достопримечательностях области, помогая вологжанам грамотно планировать свои будущие путешествия. Сегодня отправляемся в окрестности Великого Устюга.

Не Дедом единым! 

Современный Устюг прочно ассоциируется у туристов с изделиями «Северной черни», красотой многочисленных храмов и, конечно же, с Дедушкой Морозом. Но это лишь малая толика всего интересного, что можно увидеть в городе на Сухоне и в его ближайших пригородах. 
А чтобы убедиться в этом - достаточно совершить трехчасовую пешую прогулку, особенно познавательную в летнее время.
Начать это путешествие лучше всего с восточной оконечности микрорайона Гора, а точнее - с улицы Луначарского. Там, рядом с красивым и чем-то похожим на костел старинным зданием местной пивоваренной фабрики, возвышается остов Преображенской церкви. Рядом с ней часовня и импровизированная смотровая площадка, с которой открывается живописный вид на низинные кварталы города и голубеющую вдалеке полоску Малой Северной Двины.
В 30 метрах за церковью начинается спуск-тропа, около километра петляющая среди зеленых полей и выводящая к длинному ряду деревянных домиков. Когда-то это была пригородная деревня Маринино, со временем под этим же названием вошедшая в черту города. 
При этом ее морское название как бы обыгрывает главную местную достопримечательность - дом с якорями, на резном мансардном наличнике которого сохранилась надпись «Здесь мой причал». Как рассказали местные жители, дом когда-то принадлежал отставному боцману, который даже на «гражданке» не забывал о своей профессии.

Свидетельство ледохода

Рядом с «якорным» домом развилка. Поворот направо приведет нас в старую часть города, мы движемся по грунтовке прямо и попадаем в деревню Сулинская. Здесь рядом с современными дачными коттеджами сохранились и колоритные дома когда-то традиционной для Великоустюгского уезда деревянной застройки. 
Где-то через километр грунтовка выводит на берег реки Рязанихи. Фактически это один из рукавов Северной Двины, текущий почти параллельно основному руслу. Слева вдалеке виднеется участок обрывистого берега. Это знаменитое обнажение Аристово, в песчано-глинистых отложениях которого палеонтологи не раз находили кости и черепа доисторических животных. Но от Сулинской попасть в те места можно лишь в маловодные годы, а так без лодки и бродней - не обойтись. 
Поэтому поворачиваем направо и идем по тропе по берегу Рязанихи, сразу же натыкаясь на наглядное свидетельство страшной разрушительной силы великоустюгского ледохода. От существовавшего зимой временного моста-переправы сейчас осталось лишь вздыбившееся по берегам нагромождение досок с напрочь оторванной серединой моста. Рассказывать об этом словами трудно, картину паводковых разрушений надо видеть своими глазами.
Интересно, что находящиеся примерно в 100 метрах от Рязанихи деревянные конструкции не пострадали. Их надежно прикрыло от паводка построенное недавно инженерное сооружение 6-метровой высоты, полукольцом опоясывающее теперь низинные кварталы Устюга.
Сам же берег и тропа идут на небольшой подъем, открывая перспективу на клубок сплетающихся в этом месте рек и речушек, меж песчаными островами на которых деловито снуют паромы, перевозящие грузы и людей на заречную сторону.

Симбиоз плавучего дома

Здесь же неподалеку - вставшая на прикол «Заря», диковинного вида старинные подъемные механизмы, а также спускающиеся по наклонному берегу рельсы, обрывающиеся у кромки воды. Но это вовсе не следы подводного поезда, а стапеля Великоустюгского судостроительно-судоремонтного завода. 
Когда-то это было едва ли не самое крупное предприятие города, ежегодно спускающее на воду катера, буксиры и баржи. Теперь значительная часть заводской территории превращена в промзону со складами и небольшими предприятиями, но размах сохранившейся судостроительной инфраструктуры поражает и поныне. Много удивительного об истории ССРЗ расскажут и недавно установленные у бывшего главного входа на завод информационные щиты с архивными фотографиями. 
Кстати, в годы войны на этом заводе ремонтировали и одну из подводных лодок, водным путем переправлявшихся с Каспия на Север. Во время прохода по Сухоне эта субмарина «сбежала» из понтонного каравана и села на мель в районе Полдарсы. Беглянку, естественно, вернули обратно в строй и после текущего ремонта в Устюге благополучно отправили дальше. 
Сейчас никаких субмарин в Великом Устюге не встретишь. Но зато в акватории Сухоны можно увидеть необычный плавучий дом, покоящийся на основании из плотов-понтонов. Построенный местным предпринимателем и напичканный современной навигационной аппаратурой, он пригоден и для дальних водных путешествий.
Эдакий симбиоз плота, дома, плавучей бани и автоприцепа с закрепленными на крыше солнечными батареями официально зарегистрирован как маломерное судно и уже не раз «сплавлялся» из Вологды в Великий Устюг. Причем нынешней весной по большой воде этот маршрут занял всего девять суток.
Владимир ВЕСНИН
Малая родина Путешествия по Вологодчине Великий Устюг

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: