Сенсационная находка: в канаве лежал древний идол

statics/images/arcticles/062019/19062019xdc678613.jpg
Известный археолог Игорь Кукушкин не смог скрыть радости от обнаруженного в Харовском районе артефакта дохристианского времени.
Фото Игоря Аксеновского
statics/images/arcticles/062019/19062019xabe4da8c.jpg
После помывки «каменной бабы» вологжане и харовчане сфотографировались с ней на память.
statics/images/arcticles/062019/19062019x00a69fc1.jpg
На камне отчетливо видны черты человека.
statics/images/arcticles/062019/19062019x4d3872f5.jpg
«Каменная баба» была обнаружена благодаря оканавливанию дороги на Сямжу.
statics/images/arcticles/062019/19062019x3746bdc2.jpg
Рост «харовской каменной бабы» составляет 1,18 метра, вес - около 300 кг.
statics/images/arcticles/062019/19062019x91f96b27.jpg
Анна Сирикова: «Мне предлагали забыть о находке, а я не послушалась».
statics/images/arcticles/062019/19062019x0d5b0c69.jpg
Не всем харовским велосипедистам удается сделать уникальную находку.
Археологическая находка всероссийского масштаба была сделана на днях на территории Харовского района Вологодской области. В придорожной канаве у небольшой деревеньки Спичиха обнаружена так называемая «каменная баба» - изваяние, вытесанное из гранита еще в дохристианскую эпоху.

«Уж больно она красива»

Находка «каменной бабы» состоялась благодаря целой череде событий в чем-то даже мистического характера.
Все началось с того, что 21 мая жительница деревни Бараниха Анна Сирикова возвращалась из деревни Спичиха на велосипеде по дороге Сямжа - Харовск.
- Кручу педали и вдруг вижу, что с камня на меня смотрит женщина. В том, что это женщина, я до сих пор не сомневаюсь. Уж больно она красива. Остановилась, подошла поближе. Признаюсь, подумала, что это плита с кладбища, что существовало когда-то в трех километрах от Спичихи. Не сделай дорожники в октябре оканавливание дороги, вырасти в мае трава на этом месте, я бы ее никогда не увидела. Приехала домой и говорю мужу, мол, надгробие нашла интересное. А он в ответ: «Забудь об этом!» Мне же интересно стало. Поделилась новостью с соседями. Из Баранихи и Спичихи многие жители сходили на дорогу посмотреть на это чудо, - рассказала «Красному Северу» Анна Сирикова.
В числе оценивших работу неизвестного нам каменотеса оказалась и жительница Харовска Александра Потемкина. Женщина была так поражена, что позвонила в местный историко-художественный музей. В свою очередь музейщики Харовска решили рассказать по телефону о некой «могильной плите» из придорожной канавы археологу Игорю Кукушкину. Игорь Полиевктович попросил директора учреждения культуры Светлану Пушину выехать на место и сделать фотографии камня. От присланных снимков археолог на мгновение потерял дал речи: сомнений в том, что это дохристианская «каменная баба», больше не было. Он лишь попросил харовчан как можно тщательнее зафиксировать место нахождения артефакта и принять все меры для его сохранения вплоть до выставления около «бабы» поста полиции. Поручение было выполнено. В тот же вечер местные любители истории с огромным трудом, но очень бережно загрузили 300-килограммовый камень в машину, которая взяла курс в сторону города. 
Игорь Кукушкин уже ходатайствовал перед комитетом по охране объектов культурного наследия области отметить благодарностями всех лиц, принимавших участие в этой операции.

Вопросов больше, чем ответов

На следующее утро в Харовск выехал микроавтобус учреждения «Вологдареставрация». Посмотреть на уникальную находку вместе с Игорем Кукушкиным отправились вологодский археолог Александр Кашинцев, представитель Комитета по охране объектов культурного наследия области Даниил Русанов и автор этих строк.
- Знаете, что меня больше всего волнует в этой «бабе»? Крест на груди. Подобных идолов языческие племена, обитавшие на территории нашей страны, устанавливали в период с третьего тысячелетия до нашей эры до XIII века нашего времени. Точную датировку «харовской каменной бабы» еще предстоит дать ученым. В том, что наш идол заинтересует научный мир России, я нисколько не сомневаюсь, - заявил во время пути Игорь Кукушкин. - Что касается креста, то, скорее всего, идола «закрестили» в эпоху распространения на Вологодчине христианства. Подобные случаи продолжения использования языческих святынь, но уже на православной основе, имели место на Русском Севере. Так, на языческое капище «Тиуновское святилище», что располагается на территории Тарногского района, во времена Древней Руси также была нанесена христианская символика.
Нашу делегацию вышли встречать все сотрудники Харовского музея. Осмотрев камень, Игорь Кукушкин рассказал о его исторической ценности и поздравил харовчан с уникальной находкой. Затем для «каменной бабы» была устроена «баня», после чего вымытого идола мы с большим трудом затащили в подсобное помещение музея. Даниил Русанов дал консультации сотрудникам учреждения культуры, как правильно нужно составить документацию по паспортизации нового объекта культурного наследия.
Не прошло и часа, как мы уже были в деревне Бараниха, где Игорь Кукушкин записывал подробный рассказ Анны Сириковой об обстоятельствах обнаружения идола. От нее археолог узнал, что нынешняя дорога на Сямжу была построена в 1960 - 1970-х годах с использованием песка из местных карьеров. Как оказалось, потом это натолкнет специалиста на весьма интересную версию первоначального места нахождения «харовской каменной бабы».
Побывали мы и у деревни Спичиха, но артефактов древности археологи больше не обнаружили.
На обратной дороге в Харовск сотрудники музея предложили нам - газетчикам ради красивых фотоснимков природы заехать в центр отдыха «Экстрим-парк», расположенный на высоком берегу реки Кубены. Рядом с ним на территории бывшего песчаного карьера когда-то был устроен автодром для проведения мотокросса.
Осмотрев многочисленные камни-валуны, извлеченные из земли во время работы карьера, Игорь Кукушкин сделал предположение, что «каменная баба» именно отсюда была доставлена в Спичиху вместе с песком при строительстве дороги на Сямжу. Хотя рельеф в Баранихе, конечно, сильно изменился за последние века, и сегодня эта местность высоко возвышается над всей округой.
«Мужчина» из Шексны, «баба» из Харовска
Культовые камни эпохи язычества и ранее находили в нашем регионе. Некоторые из них, к примеру, представлены на территории центрального дворика Вологодского музея-заповедника. Наши далекие предки поклонялись им как хранителям рода, просили даровать хороший урожай. Однако харовский артефакт не идет с ними ни в какое сравнение. Дело в том, что найденная под Харовском «каменная баба» имеет четкие человеческие черты: на лице читаются глаза, рот, переносица, видны плечи и талия, на оборотной стороне можно разглядеть элементы позвоночника и ягодицы.
По словам начальника отдела археологии учреждения культуры «Вологдареставрация», руководителя Вологодского отряда Северорусской археологической экспедиции Игоря Кукушкина, это второй случай обнаружения идола с обликом человека за всю историю нашего региона. В 1893 году при расчистке русла реки Шексны и Белозерского канала был найден каменный истукан в форме мужского детородного органа. В дальнейшем он был приобретен новгородским собирателем древностей Василием Передольским. В настоящее время «шекснинский идол» является экспонатом музея-заповедника «Новгородский кремль». 
«Шекснинский идол» почти в два раза меньше харовского: 75 сантиметров против 1,18 метра. Он выполнен более примитивно. Голова увенчана шапкой, что дает основание ряду ученых считать «человека» из реки Шексны представителем мужского пола. Харовская находка выполнена более тонко. Ее создатель однозначно был талантливым художником. Однако археолог Кукушкин не спешит пока делать каких-либо выводов о поле изображения, но соглашается, что «харовская каменная баба» - настоящее произведение искусства. Неоднозначно оценивает специалист и изображение на теле человека креста. На «шекснинском идоле», кстати, христианский знак отсутствует.

Оставить в Харовске?

В разговоре с журналистами «Красного Севера» и. о. начальника управления культуры администрации Харовского района Ирина Спасская отметила, что находка «каменной бабы» поможет развитию интереса к прошлому и настоящему харовской земли. Она даже может стать брендом муниципалитета. По словам нашей собеседницы, очень важно, чтобы изваяние осталось в музее города, а не было отправлено в фонды областных или федеральных музеев. 
Учитывая большую значимость находки, такого варианта развития событий исключать, увы, нельзя. О том, чтобы разместить идола на улице у здания Харовского историко-художественного музея, не может быть и речи. Помещения самого учреждения культуры не приспособлены для круговой демонстрации идола: раздел археологии вместе с отделом природы занимают самую маленькую комнату. Да и посещаемость музея Харовска не идет ни в какое сравнение с Вологодским музеем-заповедником. 
Несмотря на это Игорь Кукушкин считает, что «харовская каменная баба» должна остаться в районе. Правда, для этого необходимо создать условия для показа артефакта.
«Каменная баба» Харовский район Идол

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: