«Россия: сотни миль полей и по вечерам балет…»
13 октября главный балетмейстер студии балета Детского музыкального театра Вологды, Заслуженный работник культуры РФ Светлана Ивойлова, отметила юбилей. Глядя на эту безукоризненно красивую женщину - элегантную, утонченную, с гордой осанкой, на неизменно высоких каблуках, - кажется, что судьба подарила ей вечную молодость.
Как балет облечь в слова?
«Писать о балете - все равно, что танцевать об архитектуре», - не без иронии заметил однажды кто-то из пишущей братии. В самом деле, как облечь в слова то, что соединяет музыку и движение, душу и тело, ритм и пластику?
На протяжении трех последних десятилетий поставленные Светланой Георгиевной балетные спектакли и концертные программы знакомили вологжан с шедеврами мировой танцевальной классики, открывали тайны классической хореографии. Состояться вологодскому балету не помешали ни заманчивые огни больших городов, ни приглашение поработать в Америке, которое, в свое время, Светлана Георгиевна отвергла, не раздумывая.
«Россия: сотни миль полей и по вечерам балет», - знаменитый уроженец Туманного Альбиона Алан Хакни загадочной русской душе в свое время предпочел великий русский балет. Сценарист с мировым именем, чья профессия - совершенное владение словом, благодаря русской школе балета впервые оценил выразительный язык классического танца. Но мастеру так и не суждено было узнать, откуда берет истоки величайшее из искусств. Для русского же человека ответ очевиден: все мы родом из детства.
Холодной осенью военного 42-го восторженная белокурая Светочка Ивойлова впервые вступила на сцену Вологодского Дворца пионеров. Именно в этих стенах с лепниной и люстрами в стиле сталинского ампира она окунулась в волшебный мир классического танца. А почти полвека спустя во многом благодаря профессиональной балерине Светлане Георгиевне Ивойловой в лишенном партийной идеологии здании бывшего Дворца пионеров был открыт Детский музыкальный театр. Последующая смена названия (сегодня это МОУ «Центр образования № 23 «Созвучие»), к счастью, не изменила сути: студия классического балета не только по-прежнему остается хореографической платформой Детского музыкального театра, но и единственным на Вологодчине творческим коллективом, в репертуаре которого можно увидеть классические балетные спектакли: «Жар-птицу», «Баядерку», «Дюймовочку», «Щелкунчика», «Сильфиду», «Неаполь»… Репертуар, достойный профессиональной балетной труппы.
Однако в отличие от профессиональных театров, в вологодской студии классического балета, главные действующие лица - дети. Здесь танец - это юность, которая смотрит в мир, удивленно приподнявшись на пуантах, и предпочитает всем прочим играм - игру в творчество. Здесь начинают с азов - с позиций-букв, с движений-слов. Поначалу хореографический язык маленьких артистов примитивен и беден. И лишь годы упорного труда превратят детский лепет в выразительную пластику, простой набор движений - в изящный танец.
Большому таланту - большое будущее
Постоянная смена поколений, необходимость с каждым новым учеником все начинать сначала - таковы реалии ежедневной работы детской студии балета. Но Светлана Георгиевна убеждена: оно того стоит! Ведь важнее большого искусства могут быть только маленькие дети! Пройдет совсем немного лет, и из сегодняшних малышей непременно вырастут умные, талантливые взрослые. И если для самых целеустремленных из них танец станет профессией - это особый повод для гордости.
Анастасию Римкевич сегодня можно увидеть на сцене легендарного Мариинского театра, Анастасия Давыдова свою профессиональную карьеру связала с балетом Государственного академического ансамбля имени Л. Якобсона, Виталий Мартюков - ведущий солист ансамбля народного танца «Огни Петербурга» и солист балета Михайловского, Яна Наумова - артистка Государственного театра оперы и балета Республики Коми, Андрей Королев - солист ансамбля «Русский балет», Анастасия Куликова - артистка и педагог ансамбля современного танца «Тодес»...
И еще один удивительный факт. Все педагоги студии - ученики Светланы Ивойловой и ее выпускники. Когда-то они пришли в коллектив дошколятами-несмышленышами, а сегодня - это настоящие профессионалы своего дела, твердо стоящие на позиции «играющего (читай - танцующего) тренера». Исполнение педагогами студии сложнейших сольных партий в балетных спектаклях - ответственность не только перед зрителями, но и перед учениками, которые гордятся правом выступать на одной сцене с любимыми преподавателями.
Кощей и лягушата
«А кто сегодня ведет урок? Кощей? Я его боюсь!» - маленькая Лера просовывает любопытный нос в дверь балетного класса. Через пару месяцев та же Лера несется к Кощею через театральное фойе, обнимает педагога где-то в районе колена: «Ура! Мой любимый Кощей! Я его очень-очень люблю!».
Яркий образ Кощея Бессмертного, талантливо созданный педагогом высшей категории Нестором Карачевым в спектакле «Жар-птица», позволил раскрыться не только балетному, но и драматическому дарованию исполнителя. Отсюда и запредельные эмоции его маленьких учеников. Превращение злого волшебника в любимого педагога становится важным театральным открытием, а стремление получить на занятиях заветную «пятерку» заставляет упорно трудиться даже не слишком организованных малышей. Умелое сочетание сценического опыта с преподавательской деятельностью - визитная карточка педагогов студии балета. И здесь, пожалуй, не обойтись без еще одного примера.
Отважная романтичная Мари из рождественской сказки «Щелкунчик» - педагог высшей категории Александра Хорольская - обладает талантом вживаться в любой сценический образ и при этом ни на минуту не забывать о своих обязанностях педагога. В сказочном балете «Дюймовочка» работа Саши потрясает до глубины души. Мало того, что сама Александра с блеском исполняет две сложнейшие характерные партии - Жабы и Полевой Мыши, - так еще в перерывах между своими сценами успевает не один раз переодеть в новые костюмы лягушат-дошколят.
Волшебное перо Жар-птицы
Концертный зал Детского музыкального театра. Умолкли последние овации и крики «Браво», знаменитый звездный занавес сомкнулся на авансцене, и сверкающая Жар-птица - педагог высшей категории Наталья Шапаренко, - наконец-то, перевела дух. Конечно, для зрителей и артистов финал спектакля - не одно и то же. Если для первых - все уже позади, и осталось только насладиться приятным послевкусием от встречи с прекрасным, то для коллектива студии занавес - лишь короткая передышка. Впереди - «разбор полетов».
Светлана Георгиевна работу своих подопечных оценивает строго, если не сказать жестко. Ни волшебное перо Жар-птицы, ни статус педагога, ни даже звание лауреата престижных хореографических конкурсов, в этом случае не гарантируют иммунитет. Здесь-то и пригодится главное качество всех настоящих «балетных» - умение конструктивно воспринимать критику. Балет не терпит обидчивых и слабых, но благоволит талантливым и сильным.
Поэтому и Наталья Шапаренко, согласно законам жанра, со своих учеников привыкла спрашивать строго. Умение добиться блестящих результатов, не повышая голоса, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка - настоящее мастерство.
Татьяна КАШИНА
Комментарии (0)