Поможет ли завод в Бакланке снизить цены на бензин?
Непрекращающийся рост стоимости бензина и дизтоплива вызывает серьезное беспокойство сельхозпроизводителей, бьет по карману населения. Между тем на Вологодчине уже не первый год рассматривается возможность строительства своего нефтеперерабатывающего завода. «Красный Север» выяснил, поможет ли это стабилизировать цены на топливном рынке области, а также каковы наши перспективы стать нефтедобывающим регионом.
Бьют рекорды
По данным «Коммерсанта», только с начала сентября оптовые цены на бензин марки АИ-92 выросли в европейской части России на 9%, до 70,4 тысячи рублей за тонну, АИ-95 - на 2,2%, до 76,4 тысячи рублей за тонну. Дизельное топливо прибавило 8,5%, до 73,7 тысячи за тонну. Складывается такое впечатление, что нефтяники стремятся вплотную приблизить цены внутреннего рынка на топливо к экспортным.
«Ключевыми причинами роста цен выступают сокращение на 50% демпфера, а также снижение производства из-за пика ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах», - отмечает издание.
Правительство России сейчас всерьез обсуждает идею введения заградительных пошлин на экспорт топлива и целый ряд других мер. Но окончательного решения пока не принято.
Постепенно повышаются и розничные цены на автозаправочных станциях Вологодчины. По данным Вологдастата, с 4 по 11 сентября в среднем по области литр 92-го бензина подорожал на полпроцента и стоил 51,27 рубля за литр, 95-й бензин прибавил 0,6% - до 55,03 рубля за литр. Сильнее других - более чем на 3% - выросли цены на дизтопливо - 64,06 рубля за литр.
При этом любой автолюбитель, скорее всего, подтвердит, что за прошедшие несколько дней ценники на АЗС продолжали медленно, но верно идти вверх.
Причем, как рассказывали нам знакомые с ситуацией эксперты, некоторые руководители сельхозпредприятий региона уже получали предложения о поставках дизтоплива вместо прежних 72 тысяч рублей по 84 тысячи за тонну.
Грязовецкий Кувейт
Идея строительства собственного нефтеперерабатывающего производства на Вологодчине обсуждается уже не первый год. В качестве одного из наиболее вероятных мест рассматривается расположенная практически на границе с Ярославской областью станция Бакланка Грязовецкого округа. Там в 2004 году на базе мощностей Грязовецкого узла учета нефтепровода «Дружба» стартовало строительство нефтеналивного комплекса. Оно завершилось через четыре года и обошлось инвесторам - ООО «НК «РОС-ОЙЛ» - в один миллиард рублей по тем ценам.
На первом этапе может идти речь о строительстве мини-завода по переработке нефти, обеспечивающего топливом в первую очередь аграриев, дорожников и другие отрасли региональной экономики. С этой целью предприниматели ведут переговоры с ведущими нефтяными компаниями страны.
По сути, собственники получали сырье из нефтепровода и цистернами отгружали нефть сторонним потребителям. Фактически в это же самое время московский научно-исследовательский институт «ВНИПИнефть» подготовил концепцию строительства завода мощностью три миллиона тонн в год.
В принципе, мысль о развитии производства в Бакланке вполне логична: зачем отгружать сырье на переработку в другие регионы, если можно перерабатывать его прямо на месте и выпускать бензин для собственных нужд.
В свободном доступе на сайте Корпорации развития Вологодской области размещено предложение по строительству НПЗ. Потенциальным инвесторам предлагается участок площадью около 450 гектаров. Рядом расположены нефтепровод «Транснефти», железная и автомобильная дороги, а также сети электроснабжения. Будущее производство может выпускать не только бензин и солярку, но и вазелин, парафин, бензол, ацетон и другие продукты. В качестве основных рынков сбыта, помимо Вологодчины, рассматриваются Архангельская и Мурманская области, а также Республика Карелия.
Регион в свою очередь может получить снижение стоимости моторного топлива, битума и мазута, создание новых рабочих мест, увеличение отчислений в бюджет, развитие инфраструктуры, возможность создания собственной сети АЗС и так далее.
Вопрос о создании НПЗ затрагивался нынешней весной на встрече первого заместителя губернатора области Дмитрия Горбачева с представителями бизнеса Грязовецкого округа. И, как пояснил тогда один из инициаторов этого проекта, на первом этапе может идти речь о строительстве мини-нефтеперерабатывающего завода, обеспечивающего топливом в первую очередь сельхозпроизводителей, дорожников и другие отрасли региональной экономики. С этой целью, по его словам, предприниматели ведут переговоры с ведущими нефтяными компаниями страны.
Своя добыча
Что интересно: идея строительства на Вологодчине нефтеперерабатывающего завода не ограничивается только его работой на сырье из трубопровода, но и подразумевает в перспективе последующую переработку черного золота, найденного здесь же, на Вологодской земле. Изучение перспектив обнаружения месторождений нефти на Вологодчине началось еще в советское время. На рубеже 60 - 70 годов прошлого века в рамках полномасштабного изучения геологического строения недр Вологодчины было пробурено 12 структурных скважин. Самая глубокая из них - более четырех с половиной километров - недалеко от села Рослятино в Бабушкинском районе. Геологи сделали вывод: перспективы открытия месторождений нефти у региона есть. Признаки нефтеносности были обнаружены в скважине, пробуренной в Тарногском районе, а также в скважине у деревни Скалино Грязовецкого района на границе Вологодской и Ярославской областей.
Вновь к вопросу изучения нефтяных перспектив Вологодчины специалисты вернулись уже в середине 90-х годов. Тогда геологи бурили скважину в Федотове, а в начале «нулевых» годов - в Междуречье. Примерно в то же время была расконсервирована и скважина в Скалине, где даже удалось получить 300 литров нефти.
- Оценка прогнозных ресурсов квалифицированными специалистами показывает, что в Среднерусском бассейне, который охватывает территорию примерно от Воронежа до северных границ Вологодской области, сосредоточено порядка 2,2 миллиарда тонн нефти, из которых примерно треть - 650 миллионов тонн - находится на Вологодчине, - рассказал «Красному Северу» известный геолог, преподаватель Вологодского госуниверситета Валерий Чернышов.
По данным обнародованных весной нынешнего года Корпорацией развития Вологодской области «Предложений по возобновлению геологоразведочных работ», минимальные ожидаемые ресурсы нефти в так называемом Грязовецком прогибе (включает территории Грязовецкого, Междуреченского, Тотемского и Тарногского округов) оцениваются в 112,5 миллиона тонн, максимальные могут составить 934 миллиона тонн.
Впрочем, по словам Валерия Чернышова, говорить о конкретных месторождениях пока рано. Для этого необходимо провести серьезные геологоразведочные работы. Это занятие достаточно дорогое, требующее сотен миллионов рублей инвестиций. Вероятнее всего, именно по этой же причине пока не спешат проводить поиски месторождений нефти на Вологодчине и крупные игроки российского топливного рынка.
- В России ежегодно добывается более 400 миллионов тонн нефти. Но Вологодчина - это все-таки не Тюмень или Западная Сибирь, у нас для этого есть вся необходимая инфраструктура - нефтепроводы, железная и автомобильная дороги. Что касается строительства нефтеперерабатывающего завода, то свое слово в этом вопросе должны сказать экономисты. Что нам все-таки выгоднее: перерабатывать собственное сырье или вести его из Ярославля. Также необходимо учитывать и экологическую составляющую, -
считает Валерий Чернышов.
Оценка экспертов
Впрочем, опрошенные нами эксперты отнеслись к строительству в регионе НПЗ неоднозначно.
В тему
Плюсы строительства НПЗ:
- выпуск новой для региона продукции,
- создание дополнительных рабочих мест,
- развитие инфраструктуры.
Минусы собственной нефтепереработки:
- высокая нагрузка на экологию,
- отсутствие квалифицированных специалистов,
- не до конца подтвержденные перспективы снижения цен на топливо.
- Через Вологодскую область, как раз в Грязовецком округе, проходят нефте- и газопроводы. Так что проблем с топливом у НПЗ возникнуть не должно. Помимо этого, Грязовец - это развитый железнодорожный узел, что обеспечит доступную логистику. Но, с другой стороны, в Ярославской области стоит свой НПЗ с объемами выработки в 15 миллионов тонн. Этого объема вполне хватает не только на Ярославль, Вологду, но и другие регионы. По большей части та же компания «Лукойл» везет к нам топливо из Нижнего Новгорода. Проблема Вологодской области заключается не в наличии или отсутствии НПЗ, а в том, что топливный рынок у нас фактически монополизирован. Как только мы проезжаем Грязовец и пересекаем границу Ярославской области, то многие вологодские водители стараются заправляться там, поскольку цены заметно ниже. Можно, конечно, поставить нефтеперерабатывающий завод, но важно понимать, а сколько при этом захотят заработать автозаправочные станции. В Вологодской области тех же заправок «Татнефти» и «Газпромнефти» незначительное количество. Они, во-первых, не будут работать в убыток, а во-вторых, демпинговать им большого смысла тоже нет, - считает заместитель ректора - директор инженерно-технического института, руководитель регионального научно-технического центра ЧГУ, кандидат технических наук Алексей Ударатин.
По его мнению, для эффективности работы мощность будущего завода должна составлять минимум семь миллионов тонн. А это, в свою очередь, многомиллиардные инвестиции. Нужно также учитывать, что строительство такого НПЗ может занять от пяти до семи лет. А кроме того, необходимо решить вопрос с персоналом, поскольку квалифицированных специалистов в нефтеперерабатывающей отрасли в нашей области просто-напросто нет.
Главную скрипку в ценообразовании на бензин и дизтопливо, уверен Алексей Ударатин, играет все-таки не наличие НПЗ, а государство. Ведь порядка 80 - 85% в цене на бензин составляют различные пошлины и акцизы. Помимо этого, высокие цены на топливо складываются не из-за нехватки перерабатывающих мощностей, а потому, что нефтяным компаниям сегодня выгоднее продавать топливо за границу, а не на внутреннем рынке.
Удар по экологии?
- Зачем нам в области еще одно грязное с точки зрения экологии производство? И диверсификация экономики в этом случае тоже будет достаточно сомнительной. Посмотрите, сегодня вся Россия сидит на углеводородах. На мой взгляд, проще заниматься все-таки чем-то высокотехнологичным. Я выступаю за то, чтобы поставить у нас производство полупроводников (микросхем, светодиодов, солнечных элементов и так далее) с высокой маржинальной стоимостью продукции, которая будет пользоваться большим спросом на долгие годы. А НПЗ у нас в стране и так полно, - считает Алексей Ударатин.
Любое производство, тем более НПЗ, действительно наносит удар по окружающей среде. Поэтому очень важно понимать, на каком оборудовании будет работать новое производство.
- И здесь очень важно найти золотую середину между размером инвестиций и технологиями для того, чтобы снизить нагрузку на экологию. Строительство НПЗ может стать определенным вливанием в экономику региона. Качество бензина у нас оставляет желать лучшего. И в этом вопросе нам необходимо перенять опыт Республики Беларусь. Цены на топливо без конца повышаться не могут. Бизнес заинтересован в прогнозируемой ситуации, которая во многом зависит от логистики. Учитывая, сколько товаров перевозится сейчас автотранспортом, можно сказать, что от бензина во многом зависит стоимость одежды или той же буханки хлеба в магазине. Дополнительные издержки несут и бюджеты всех уровней. Поэтому в решение этого вопроса необходимо вмешаться государству, - считает руководитель регионального отделения «Деловой России», депутат ЗСО Владислав Зворыкин.
Комментарии (0)