Почему автомобили разбирают как горячие пирожки?

statics/images/arcticles/112020/18112020xba69bc03.jpg
Самые сообразительные жители региона подсуетились с покупкой автомобиля до того, как пандемия развернулась в полную силу.
Фото Сергея Юрова

Рост курса валют и желание людей уберечь свои сбережения от окончательного обесценивания привели к ажиотажному спросу на автомобили и повышению их стоимости. Вызванный пандемией коронавируса простой автозаводов по всему миру уже создал дефицит на новые модели. По мнению ряда экспертов, сегодня сложилась уникальная ситуация, когда, выехав на новой машине из автосалона, можно продать ее дороже, чем покупал.

Не роскошь, а средство передвижения

Согласно мониторингу аналитической компании JATO Dynamics, в августе - октябре легковые автомобили подорожали в среднем на 4%. При этом некоторые бренды пересмотрели прайс-листы трижды за три месяца. Больше всех прибавили в цене китайские марки FAW (плюс 14%) и Changan (8%). Цены на немецкие Audi, BMW и Mercedes-Benz выросли на 4-5%. Примерно такая же картина - у французского Renault. У Skoda в зависимости от модели - от 2 до 7%. Популярные «корейцы» Hyundai и Kia подорожали на 4 и 5% соответственно. 

- Если мы возьмем период с января по сентябрь текущего года, то по модельному ряду «Тойота» мы увидим средний рост стоимости на 5%. Насколько нам известно из анализа конкурентной среды, все дилеры подняли цены на автомобили, некоторые - до 15%, - констатирует директор по маркетингу группы компаний «Мартен» Григорий Колпаков. 

Причин роста цен на авто несколько. Но главная - падение курса рубля. 

- Мы начинали этот год с курсом евро в 60 с небольшим рублей, а сейчас стоимость европейской валюты колеблется в диапазоне 90 - 93 рубля. Все производители отыгрывают курсовую разницу различными темпами, - считает генеральный директор ООО «Авто Дом «Вологда» Николай Голубцов. 

- Нужно рассматривать факторы в комплексе. Прежде всего это девальвация национальной валюты, что повлекло дальнейший рост стоимости импортируемых в Россию автомобилей, а также комплектующих. А поскольку большую часть авторынка формируют импортные машины, то рост цен на них был прогнозируемым. Кроме того, свою роль в этом процессе сыграли снижение ставки Центробанка РФ и уменьшение доходности по банковским вкладам, что стимулировало людей активнее тратить свои сбережения, - отмечает преподаватель кафедры экономики Череповецкого госуниверситета, кандидат экономических наук Виталий Васильцов.

Подорожала и продукция отечественного автопрома, для которой используются импортные комплектующие. По данным портала «Авто.ру», из машин «АвтоВАЗа» в октябре сильнее других подорожали Vesta (на 14 - 16 тысяч рублей) и Granta (8 - 14 тысяч рублей).

Прибавила в цене и продукция Ульяновского автозавода. 

- С 1 ноября цены на все модели выросли на 10 тысяч рублей. «Патриот» в классической комплектации стоит порядка 953 тысяч рублей, в максимальной - 1 300 000 - 1 330 000. В январе мы ожидаем подорожания еще от 25 до 35 тысяч рублей, - рассказали представители официального дилера УАЗ в Вологде. 

Повышение цен на автомобили вызвало ажиотажный спрос на них, особенно когда из-за пандемии была приостановлена работа автозаводов во многих странах мира. Также, поясняет Григорий Колпаков, в условиях неопределенности ведущие автоконцерны снижали объемы производства. Все это вызвало дефицит новых моделей. Как итог клиентам приходится ждать по нескольку месяцев. 

- Некоторые особенно популярные модели практически или совсем отсутствуют. По заказам недавнего времени сроки поставок ставились на январь-февраль 
2021 года. Сегодня это уже, как правило, конец первого - начало второго квартала 2021-го, - отмечает лизинговый брокер из Череповца Евгений Грязев.
Представители УАЗа вообще порекомендовали обращаться за новыми авто не ранее 5 - 10 декабря. Автозавод сейчас выполняет крупный госконтракт, и на дилеров у него остается мало сил. Вологда из заказанных 25 машин пока получила только половину. 

В кредит дешевле!

Вологжанка Оксана несколько лет копила на новый кроссовер KIA. Осенью в автосалоне внесла предоплату. Но когда пришла забирать автомобиль столкнулась с неприятным сюрпризом. 

- Я была готова заплатить за кроссовер наличными деньгами. Но сотрудники автосалона вежливо сообщили мне, что в этом случае машина будет стоить на 200 тысяч рублей дороже, и предложили половину стоимости заплатить «живыми» деньгами, а на остальную часть оформить автокредит под 11,5%. На мой вопрос, почему не предупредили заранее, менеджеры сообщили, что не хотели отвлекать меня от работы. Машину я все-таки купила и сейчас стараюсь досрочно погасить автокредит, - рассказала автолюбительница.

- Мой знакомый покупал «Ладу Кросс». Первоначальная цена на новую машину была порядка 950 тысяч рублей. Он внес предоплату 10 тысяч, но когда приехал забирать автомобиль, то ему сказали, что за «наличку» ее цена будет на 100 тысяч рублей дороже. После ругани с сотрудниками автосалона он отказался от покупки. В результате предоплата пропала. А новую машину он все-таки купил, правда, уже в другом салоне, - рассказывает житель областного центра Александр. 

Оказывается, продавать машины в кредит выгоднее, чем за наличные. Николай Голубцов объяснил, что автосалон получает вознаграждение за каждый выданный кредит, кроме того, при наличии автокредита клиент должен оформить полис КАСКО и будет связан с продавцом в дальнейшем по возможным ремонтам. 

Кроме того, ажиотажный спрос на новые автомобили привел к сокращению различных скидок и акций со стороны автосалонов страны.

Железо становится «золотым»

На вторичном рынке автомобилей - также настоящий бум. Казалось бы, при чем тут рост доллара и евро? Ведь зачастую б/у автомобили были куплены еще по старому курсу. Причина - повышенный спрос на новые автомобили, который и потянул за собой вторичный рынок. Еще одна причина, как отмечают эксперты, - снижение доходов людей, для которых новые легковушки по «атомным» ценам уже стали недоступными. Так или иначе, но, по данным портала Autonews, за девять месяцев нынешнего года россияне потратили на подержанные машины ни много ни мало два триллиона рублей. В числе лидеров продаж на «вторичке» - «Лады» и «Тойоты». Также востребованы у автолюбителей и б/у Ford Focus, Kia Rio и Hyundai Solaris. 

Комментарий

Антон Холодов, 
председатель «Федерации автомобилистов Вологодской области», депутат ЗСО:  
  
- Стремительное падение рубля привело к росту цен почти на все. Автомобили - не исключение. Люди, которые умеют считать и прогнозировать наперед и планировавшие приобрести машину, поняли, что делать это нужно сейчас. Отсюда и спрос.
Ну и традиционная для России история - если где-то возникает хоть какой-то признак дефицита, то этот товар начинают сметать с полок. Помните, как весной скупали туалетную бумагу и гречку? Вот тут то же самое, только дороже. Для одних это возможность купить машину, пока они есть и цены не взлетели еще выше, для других - своеобразная инвестиция. 
Да, есть еще одна причина, которая, на мой взгляд, актуальна именно для этого года. Из-за эпидемии люди стали избегать общественного транспорта. Фокус сместился в сторону личных автомобилей. То есть это вопрос безопасности, за которую россияне готовы платить.
Думаю, что сейчас спешить покупать автомобиль не стоит. Во-первых, нужно переждать ажиотажный спрос. Лимоны весной тоже по 400 рублей продавались. Многие сферы бизнеса несут огромные убытки из-за пандемии, падает покупательная способность, снижается спрос, и цены вернутся в норму. Плюс к этому летом автозаводы запустились, сейчас с конвейеров будут выходить все новые и новые партии машин. 
К зиме ситуация нормализуется. Лучше подождать, пока рынок не насытится автомобилями и ажиотаж не спадет. Или обратить свое внимание в сторону автомобиля с пробегом. Хотя и там сейчас спрос вырос, но выбрать все-таки можно. Да и ездить сейчас я бы никуда не советовал. Разумные люди, видя масштабы пандемии, стараются самоизолироваться.

- Решил продать свой «Рено Сандеро». Поздно вечером разместил объявление на «Авито». Сразу же пошел шквал звонков. Один настойчивый покупатель приехал смотреть автомобиль через 15 минут. 

В итоге этим же вечером пришлось ехать в гараж за зимней резиной. Автомобиль ушел моментально, - делится вологжанин Юрий. 

Правда, свою заветную новенькую «Крету» он приобрел в московском автосалоне, где машина обошлась ему на 150 тысяч рублей дешевле, чем в Вологде. К тому же ее не пришлось ждать.

По данным последних исследований, покупатели больше интересуются относительно «свежими» авто в возрасте до пяти лет. Эксперты считают, что такие машины стали заменой новых автомобилей в условиях кризиса. При этом самые «молодые» машины еще и поднялись в цене сильнее прочих. Например, авто в возрасте до одного года стали дороже на 14% (и стоят в среднем 970 тысяч рублей), машины от одного года до двух лет - на 11% и стоят 830 тысяч рублей в среднем, а от трех до пяти лет подорожали на 4% - до 660 тысяч рублей.

При этом наибольшим спросом пока пользуются автомобили в возрасте от шести до 10 лет, которые уходят в среднем за 440 тысяч рублей.

При этом при покупке подер­жанного авто специалисты не рекомендуют «бросаться» на первое же предложение с низкой ценой: поскольку спрос на вторичном рынке растет, этим могут пользоваться недобросовестные продавцы, предлагая откровенно «убитые» машины.

Также звучат и такие рекомендации: если есть необходимость приобрести автомобиль с пробегом уже сейчас, то не стоит выбирать авто невысокой стоимости - ниже 150 тысяч рублей. Количество таких машин большое, но качество транспорта и его техническое состояние очень сомнительные. Лучше присмотреться к иномаркам в ценовом сегменте 300 - 500 тысяч рублей. Hyundai Solaris, Kia Rio, чешские Skoda Rapid продаются на вторичном рынке по более-менее адекватным ценам. В автосалонах, которые продают автомобили с пробегом, такие машины подолгу не стоят.

По мнению некоторых специалистов, сейчас сложилась уникальная ситуация: если ты купил новый автомобиль еще по старым ценам несколько месяцев назад, то он не то что потерял в цене, наоборот, если повезет, то продать его можно сегодня по более выгодной цене. 

Итак, что же сегодня советуют эксперты? Если вам необходим автомобиль прямо сейчас и для этого у вас есть все необходимые ресурсы, то особо тянуть с этим не стоит. Вряд ли в ближайшее время они подешевеют. Скорее наоборот, еще прибавят в цене. Не стоит сильно рассчитывать на скидки и акции, которые ранее автосалоны проводили в начале каждого года. 

- Крупных акций в начале 2021 года вряд ли стоит ожидать. Уже сейчас автосалоны работают по большому предзаказу. Покупку автомобиля можно было бы рассматривать как инвестиции, если бы автомобиль был куплен в первой половине 2020 года. Сейчас покупать машину ради инвестиционных целей, на мой взгляд, уже не так целесообразно, - считает Виталий Васильцов.

Тем же, для кого это не первая необходимость, вероятно, не следует поддаваться всеобщему ажиотажу и лучше повременить с покупкой. Так или иначе, но дефицит автомобилей через некоторое время останется в прошлом, и рынок все расставит на свои места. По оценке автодилеров, это произойдет примерно в феврале - марте будущего года. 

Цены Авторынок Финансы

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: