На дороги Вологды и Череповца выйдут дополнительные автобусы
В область дополнительно поступят более 100 городских и пригородных автобусов, на улицы Вологды вернутся долгожданные остановочные павильоны, а на железной дороге могут появиться вагоны-«елочки» - так выглядят планы по развитию транспорта в регионе в 2024 году.
Запустят новые маршруты
Одну из главных новостей - приобретение для муниципалитетов 118 внутрирайонных и пригородных автобусов на средства казначейского кредита - региональные власти анонсировали еще в сентябре. Половина пассажирских машин к нам уже поступила и проходит обкатку, еще 59 автобусов должны прийти в течение года.
Все это дает надежду на постепенное возрождение внутримуниципальных маршрутов, так как в большинстве округов и районов они сейчас или вообще не выполняются, или осуществляются один-два раза в неделю, и основной объем регулярных перевозок приходится лишь на два направления - Вологду и Череповец.
Эта новость тесно переплетается с другой - во время недавней рабочей поездки в Белозерский округ врио губернатора Георгий Филимонов заявил о запуске программы по восстановлению в округах и районах неработающих автовокзалов и автостанций. Как отметил глава региона: «Необходимо, чтобы автовокзалы располагались в теплых обогреваемых помещениях с туалетами». Но как будет действовать сам механизм - до конца пока не понятно. Большинство помещений бывших автостанций уже утрачены или выкуплены предпринимателями и перепрофилированы в магазины. Выходом из сложившейся ситуации может стать установка новых модульных конструкций. Подобный опыт в нашем регионе уже есть.
А вот у жителей Великоустюгского округа, особенно у тех, кто вынужден регулярно переправляться на заречную сторону, повод для радости появился уже сейчас - сезонная переправа через Малую Северную Двину стала бесплатной и для автомобилистов, и для граждан. Областные власти объявили, что станут ежегодно выделять муниципалитету 30-миллионную субсидию для покрытия затрат местных паромщиков в летнее время. Зимой же, как и прежде, перебраться с берега на берег можно будет по ледовой переправе.
В Череповце и без того уже достаточно отлаженные внутригородские пассажирские перевозки должны стать еще комфортнее. Весной парк муниципальной автоколонны пополнят 34 низкопольных автобуса НефАЗ. По условиям контракта все они будут с кондиционерами в салоне.
А вот планы мэрии города по масштабному обновлению трамвайной инфраструктуры (сам парк электрических машин, напомним, кардинально обновили за три последних года) подвисли в воздухе. Предварительные расчеты показывают, что такая реконструкция потребует многомиллиардных затрат. Ни городу, ни области их пока не потянуть. Вся надежда на финансирование по федеральным целевым программам, но в них еще нужно попасть.
«Умные» остановки
Нет пока позитивных подвижек и в многолетней эпопее с возобновлением в Вологде троллейбусного маршрута №1 в дополнение к сохранившейся в одиночестве «четверке». На соответствующий запрос «Красного Севера» в городской администрации ответили: «...Подана заявка на 2025 год на закупку троллейбусов на средства инфраструктурного кредита. В случае если заявка будет одобрена, машины будут работать на троллейбусном маршруте №4, заменив старые троллейбусы. Открытие троллейбусного маршрута №1 «ВПЗ - Вокзал» планируется в перспективе, после того, как в Вологде будет достаточное количество троллейбусов для его обслуживания».
А вот автобусов на внутригородских маршрутах в Вологде однозначно станет больше. Как и в Череповце, на средства инфраструктурного бюджетного кредита в текущем году планируется приобрести 34 автобуса на газомоторном топливе. Правда, другой актуальный для вологодских пассажиров вопрос - возможно ли продления графика работы автобусов в вечернее время - пока остается открытым. По крайней мере, в своих официальных ответах представители города были предельно осторожны: «На маршрутах, где есть транспортный спрос, автобусы и в дальнейшем будут работать после 22.00. В частях города, где пассажиропоток низкий или отсутствует, автобусы заканчивают работу раньше. Дополнительные машины будут выходить на линии, если появится достаточный для установления маршрута транспортный спрос и состоятся конкурсные процедуры по определению перевозчика».
Кстати, из присланной в редакцию справочной информации, ситуация с вечерним графиком автобусов в Вологде и сейчас выглядит вроде бы приемлемо. Сразу на 13 маршрутах, обслуживаемых как муниципальными, так и частными перевозчиками, движение в будние дни продолжается после 22 часов, в том числе на трех маршрутах (шестерка, восьмерка, 16-й) - они остаются в графике и после 23 часов вечера. Правда, то, что большинство самых поздних маршрутов идут не до конца, а только до центра, следуя потом в парк на улице Мудрова, остается как бы за скобками.
В тему
В обновленном виде предстанет вскоре и аэропорт Вологды.
По распоряжению врио губернатора, принято решение о разработке проектно-сметной документации на удлинение взлетно-посадочной полосы с нынешних 1 500 до 2 500 метров. Это позволит воздушной гавани областной столицы в перспективе принимать самолеты более вместительного класса.
Кроме удлинения ВПП в планах также значится реконструкция терминала аэропорта.
Зато многотысячную армию вологодских пассажиров наверняка порадует информация, что на улицы города вновь возвращаются демонтированные еще осенью остановочные павильоны. И это будут уже не простые, а так называемые умные остановки - с электронными табло и прочими новшествами технологичного времени. Всего планируется установить 77 «умных» остановок, работа будет проводиться в два этапа. Первая партия из 32 комплексов нового поколения уже доставлена в Вологду, начался их монтаж. Остальные 45 остановок должны прийти уже в наступившем году и станут устанавливаться по мере поступления.
Дороже, но с комфортом
С 1 декабря прошлого года стоимость билетов в плацкартных и общих вагонах (а в них тарифы утверждает Федеральная антимонопольная служба) «проиндексирована» на 10,75% в купе и в вагонах СВ - в среднем на 5%.
Из других железнодорожных интересностей - ожидаемое появление на Вологодчине новых и более современных пригородных составов. Так, по крайне мере, журналистам нашей газеты рассказали на недавней встрече в Москве с руководителями пассажирского блока ОАО «РЖД». Но поступят ли эти составы в 2024 году или в 2025-м, а возможно, и в 2026-м - окончательно не определено.
Нет пока четких сроков и появления на железных дорогах новых «елочных» вагонов, презентация которых состоялась на ноябрьском Транспортном форуме. Свое название такие плацкартные вагоны получили за счет непривычного расположения полок - они размещаются не перпендикулярно двум осям вагона, а под углом к ним, как бы добавляя пассажирам личного пространства. У каждой «елочной» полки есть занавески, розетка, usb-разъем, индивидуальный светильник, а в будущем, возможно, появится и воздуховод. Кроме того, для верхних пассажиров сделали столик.
Но новшества понравились не всем, да и вагон оказался потенциально травмоопасным - у изголовья полка сужается, и можно запросто удариться головой о нависающую полочку. Поэтому разработана и вторая модель плацкарта будущего, сконструированного по типу передвижного капсульного отеля: все места в нем как бы боковые, а в каждой «капсуле» верхнего и нижнего уровней пассажир получает свое пространство, лампочку, розетку, стол и окно. Окончательное решение по выбору типа вагона планируют принять в апреле.
Максим ВОЛОДИН
Комментарии (0)