Главные бренды Кичменгского Городка

statics/images/arcticles/072018/11072018x09e2b2f2.jpg
Фото cultinfo.ru
В начале августа Кичменгский Городок торжественно отметит свое 550-летие. К юбилею села наша газета подготовила цикл публикаций, и первая из них посвящена уникальным брендам кичменгско-городецкой земли.

До золотистой корочки! 

В изданной недавно «Гастрономической карте Вологодской области» Кичменгско-Городецкий район отмечен пряжеником - особым пирогом на свином сале. У каждой местной хозяйки есть свой способ приготовления «настоящих пряжеников», но в музее райцентра есть и классический рецепт, известный еще с 1926 года.
Ингредиенты: 1 кг муки, 5 яиц, 1 л молока, 30 г дрожжей, 1 л растительного масла или 1 кг свиного сала, сахарный песок, соль. Предварительно завести опару из небольшого количества муки, дрожжей и молока, поставить в теплое место. Смешать муку, яйца, молоко, сахарный песок, соль, немного сала и добавить смесь в готовую опару. Хорошо вымесить. Полученное тесто разделить на куски, посыпав их мукой. Каждый кусок растянуть руками до круглой формы и опустить в сковороду с кипящим маслом (салом). Поджарить до золотистой корочки с одной стороны, перевернуть и поджарить с другой. 
Пряженики обычно подавали на стол вместе с «киселем на каменьях» - этот напиток готовили с помощью раскаленных камней. Теперь же «приправой» зачастую служит брусничное варенье. 

Сарафанницу любить - ах, один убыточек!

Как и в большинстве территорий Северо-Запада, основой женского костюма в Кичменгском Городке долгое время являлся сарафан, у которого было множество фасонов. Но у местных мастериц существовал и свой особый стиль. Передняя часть традиционного прямого сарафана из двух полотнищ домотканной материи имела на груди особую застежку, декорированную контрастной тканью. Задняя часть сарафана состояла из четырех полос, собранных в мелкую прямую складочку под широкую планку. Складки закреплялись пропущенной через них прочной льняной нитью и образовывали подвижный тканевый каскад, придававший фигуре стройность.
Процесс изготовления такой одежды был достаточно трудоемким, а главное, требовал большого расхода материалов. Не случайно еще исстари по селу пели частушку:
Сарафанницу любить - ах, один убыточек!
Надо восемь метров ситца, шесть катушек ниточек!
А в конце XIX века в моду вошли сарафаны-набивники, создаваемые при участии мастеров-красильщиков. При помощи деревянных досок с вырезанным на них узором на серый домотканый холст наносили вапу - состав из белой глины и воска. Затем ткань опускали в чан с синей «кубовой» краской. Места, покрытые вапой, не окрашивались, а вот остальной синий фон разрисовывали затейливыми рисунками с изображением лесных ягод и листочков. Последним штрихом была отделка нижней части сарафана и лямок яркими красными полосками - «галунами». Обычно к такому сарафану надевали платки с ручной масляной набойкой.
Кстати, воочию увидеть такой традиционный наряд можно будет во время межрегионального фольклорного фестиваля «Деревня - душа России», который пройдет в Кичменгском Городке с 1 по 4 августа.

С пожеланием богатства и благополучия

Во многих семьях на востоке Вологодчины до сих пор хранятся сундучки, прялки, столешницы и даже деревянные ложки, украшенные сочной декоративной живописью. Все это зримые проявления знаменитой кичменгско-городецкой росписи, обычно выполнявшейся масляной краской без грунтовки на охристых или красных фонах.
  
Часть таких росписей выполнена в технике маховой живописи - это позволяло быстро расписывать большие поверхности, в том числе интерьеры крестьянских домов. Была и более тонкая работа с тщательной прорисовкой узоров, где в центре орнаментального сюжета оказывались одна или несколько переплетающихся друг с другом ветвей, заканчивающихся особым символом - Виногорадием. Так когда-то назывались на Руси поздравительные песни с пожеланием добра и счастья; этот же символ, как считалось, приносил в дом благополучие. Кроме того, в узорах росписи были распространены букеты, состоящие из роз, тюльпанов и других цветов.
Благодаря востребованности такой символики и сочности красок, кичменгско-городецкая живопись была распространена не только в селе и окрестных деревнях, но даже за пределами губернии. В XIX столетии на стыке современных Костромской, Кировской и Вологодской областей действовали целые артели городецких «красильщиков».

«Башенки» для невест

Близость к некогда богатым купеческим городам - Великому Устюгу и Никольску, помноженная на основательный и размеренный ритм крестьянской жизни, привнесла в архитектуру кичменгско-городецкого домостроения интересную особенность: многие деревянные здания возводились с мезонинами - полужилыми «башенками» - надстройками, возвышавшимися над основной частью дома. Почти все они были украшены росписью или резьбой, иногда имели и небольшие декоративные балкончики. Говорят, что из мезонинных окон любили высматривать потенциальных женихов девушки на выданье - сверху вся улица была у них как на ладони. Сюда же после продолжительного трудового дня иногда поднимались и хозяйки, чтобы хоть немного отдохнуть в тишине от повседневных домашних хлопот.
Мезонин был и своеобразной визитной карточкой дома, его регулярно подкрашивали, обновляли расписные узоры. И пусть не все, но многие «мезонинные» дома в селе сохранились до наших дней.
Максим ВОЛОДИН
Кичменгский Городок Юбилей

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: