«Дать свободу предпринимателям, перешедшим в легальное поле»

statics/images/arcticles/072018/11072018x8027b91e.jpg
Представители малого бизнеса наиболее не защищены от административного давления, поэтому помощь бизнес-омбудсмена им просто необходима.
Фото Валентины Певцовой
statics/images/arcticles/072018/11072018x285499f3.jpg
Степан Ткачук.
Летом исполняется пять лет с начала работы на Вологодчине бизнес-омбудсмена. Уполномоченный по защите прав предпринимателей Степан Ткачук рассказал, что мешает вологодскому бизнесу развиваться, почему буксует надзорная реформа и что нужно сделать для того, чтобы вывести предпринимателей «из тени». 
 - Степан Николаевич, пять лет назад, когда институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в области только формировался, были сомневающиеся в его целесообразности. Как вы считаете, удалось ли за это время побороть этот скепсис и найти взаимопонимание с различными бизнес-объединениями, органами власти и контрольными структурами?
- Служба уполномоченного состоялась, имеет определенный авторитет и доверие у предпринимательского сообщества, подтвердила свою полезность для бизнеса и умело дополняет уже устоявшиеся традиционные правоохранительные и иные структуры поддержки и защиты бизнеса.
471

письменное, 877 устных обращений предпринимателей рассмотрел региональный бизнес-омбудсмен за неполные пять лет.

Конечно, с учетом сложившейся экономической ситуации и ограниченности компетенции уполномоченного не все проблемы предпринимателей еще удается разрешить. Но можно констатировать, что институт уполномоченных свои полномочия и задачи выполняет и отрабатывает, сформировал уже некоторый опыт и истории успеха.
Достаточно сказать, что в органах власти никто не может сейчас просто так игнорировать обращения уполномоченного. С этой целью уполномоченным заключено и реализуется более 20 соглашений о взаимодействии в вопросах защиты прав и законных интересов предпринимателей. В том числе с Общественной палатой области, прокуратурой области, УМВД, Роспотребнадзором, УФАС, Управлением МЧС, судебными приставами, Счетной палатой, региональным Союзом промышленников и предпринимателей, департаментом экономики, со всеми районными и городскими органами власти, деловыми объединениями бизнеса и так далее. Это позволяет оперативно реагировать на возникающие вопросы бизнеса.
- С какими проблемами обращаются к бизнес-омбудсмену предприниматели чаще всего? Какие из них обострились, а какие ушли на второй план?
- По определенным категориям дел мы наблюдаем спад количества жалоб, а по некоторым - наоборот, рост. Так, значительно уменьшилось количество обращений по поводу неоплаты выполненных государственных и муниципальных контрактов, жалоб на неправомерную оценку качества сточных вод, в связи с внедрением системы «Платон», на отказы в выдаче разрешений на строительство или ввода в эксплуатацию помещений; списании денежных средств со счетов предпринимателей при осуществлении исполнительного производства.
- Можете ли вы привести примеры того, как вмешательство со стороны бизнес-омбудсмена помогло тому или иному предпринимателю?
- Таких примеров много. Это содействие предпринимателю в предоставлении в долгосрочную аренду муниципального имущества. Уполномоченный и департамент экономики области помогли предприятию сохранить лицензию и бизнес. По результатам совместного приема с областной прокуратурой отменено постановление об административном правонарушении. Также служба уполномоченного оказала содействие в отмене или снижении штрафов Госавтодорнадзора, помогла в снятии запрета на эксплуатацию торгового центра в одном из районных центров. При участии уполномоченного защищены интересы ООО «Экспофорест» на 2,5 миллиона рублей и ООО «СеверЛес» на 1,5 миллиона в Арбитражном суде. В результате совместной работы уполномоченного и областной прокуратуры погашен многолетний долг за выполненные работы ООО «Стройтранс», оказана помощь одному из предпринимателей по открытию маршрута регулярных автомобильных перевозок в Вологде, достигнуто решение о выдаче разрешения на строительство АЗС в Череповце и многое другое. Только в результате принятых мер за три года по 13 обращениям бизнеса погашена задолженность по государственным и муниципальным контрактам на общую сумму более 40 миллионов рублей. Подытожу: в 37% обращений к уполномоченному права предпринимателей полностью или частично восстановлены. 

Появляется много новых по своей тематике обращений. Например, по обжалованию требований по возврату средств субсидий и грантов, начислению и взысканию недоимки по налогам, сборам и пеням. На первом месте в прошлом году - обращения по налоговой проблематике. По-прежнему остаются актуальными вопросы, связанные с правоотношениями в сфере контрольно-проверочных мероприятий, нестационарной торговли, банковской сферы, кадастровой оценки, земельных отношений и имущественных прав.

Степан ТКАЧУК, бизнес-омбудсмен

- В последнее время много говорилось о реформировании контрольно-надзорной деятельности. Но, как отмечает бизнес-сообщество, если число плановых проверок сократилось, то внеплановых - выросло. Когда предприниматели ощутят на себе внедрение риск-ориентированного подхода?
- Внедрение риск-ориенти­рованного подхода бизнесмены почувствовали уже и в настоящее время. За год реформы госконтроля число плановых проверок снизилось на 44%, а 60% подконтрольных субъектов не будут включены в план проверок в дальнейшем. Но сейчас в целом по России на 450 тысяч плановых проверок приходится 1 миллион внеплановых. Несмотря на масштабную работу по реформированию КНД, за последние годы в части ликвидации избыточных, устаревших и дублирующих требований существенно продвинуться так и не удалось. Это является основным негативным фактором при переходе на риск-ориентированный подход и может свести на нет все положительные результаты реформы КНД. По экспертным оценкам, сегодня действует более двух миллионов обязательных требований. И проб­лема их избыточности до сих пор не решена. В результате проверяются все требования, что по факту приводит к ужесточению контроля. Для решения ситуации во многих сферах КНД необходим не просто аудит обязательных требований, а принципиальное изменение модели осуществления надзора.
- Еще одна актуальная тема - вывод из тени самозанятых. В четырех российских регионах даже начнется эксперимент по уплате налогов через онлайн-приложение. На ваш взгляд, что реально может предпринять государство для легализации бизнеса?
- Нужно установить максимально простой, удобный и выгодный для МСП режим регулирования деятельности. А для этого принять федеральный закон «О самозанятых». Он должен упростить жизнь для самых маленьких, создать специальную организационно-правовую форму «Индивидуальный предприниматель без права найма». При этом необходимо предусмотреть упрощенный режим регистрации и снятия с учета и систему оплаты патента (через МФЦ), пониженные размеры взносов (платеж за патент не должен превышать 10 тысяч рублей в год), отсутствие отчетности. Надо снизить количество и упростить проверки, обеспечить предпринимателей необходимыми кредитными ресурсами для развития бизнеса, освободить предпринимателей от ответственности за ошибки прошлых лет, то есть дать свободу для тех, кто перешел в легальное поле. А кроме этого, ввести налоговые стимулы для выхода из тени. И, что немаловажно, предусмотреть усиление ответственности должностных лиц за нарушения прав предпринимателей.
- С одной стороны, государство декларирует поддержку малого и среднего предпринимательства, с другой - осложняет ее введением онлайн-касс, систем «Меркурий» и так далее. Можно ли найти в этом процессе какую-то золотую середину?
- Действительно, в рамках внедрения этих систем как крупный, так и малый бизнес сталкивается с существенными финансовыми и временными затратами, что приводит к росту цен на товары и услуги. При фактически одновременном внедрении данных систем возникла значительная путаница в организации учета, отчетности торговых предприятий, а значит, и увеличилась возможность произвольной трактовки и коррупционные риски со стороны контрольно-надзорных органов. Для решения этих проблем необходимо выделить в отдельное направление работу по интеграции существующих учетных систем. Установить для нововведений обязательные тестовые и переходные периоды. А кроме того, закрепить следующий принцип: если внедрение систем учета повлекло за собой увеличение собираемости налогов и сборов, эти ставки должны быть снижены.

Интервью Степан Ткачук

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: