Бизнес предлагает ограничить рост неналоговых платежей
В условиях санкций государство в качестве мер поддержки пошло на снижение целого ряда налоговых ставок. Но при этом прочие нефискальные платежи - пошлины, сборы, экспертизы и так далее - продолжают расти. Причем зачастую эти средства идут мимо госказны. Представители ведущих бизнес-объединений области предлагают пути снижения такой нагрузки - создать соответствующий реестр и регулировать размер неналоговых платежей для того, чтобы сдержать их рост.
Как снежный ком
В нынешних условиях, когда от бизнеса требуются серьезные инвестиции для того, чтобы развиваться и заместить продукцию ушедших с российского рынка зарубежных компаний, вопрос неналоговых платежей стал как никогда актуальным. Эти сборы хотя и не являются налогами, но отказаться от них предприниматели не могут. Более того, в последнее время они растут как снежный ком и уже стали серьезной финансовой и административной нагрузкой на бизнес.
- Государство разрабатывает и предлагает предпринимательскому сообществу меры поддержки, упрощает взаимодействие между бизнесом и государством путем разработки цифровых платформ, вводит новые, упрощенные налоговые режимы (самозанятость, патент). Это положительная тенденция. При этом каждый, начавший свое дело, сталкивается с тем, что, помимо обязанности платить законно установленные налоги и сборы, существует обязанность уплачивать различные «пошлины», «платежи», «сборы», проводить обязательные мероприятия, требующие оплаты работы различных специалистов по обязательным экспертизам, аудиту, испытаниям, обследованиям и так далее, - отмечает исполнительный директор регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Екатерина Краснова.
По подсчетам бизнеса, предприниматели вынуждены перечислять от 70 до 230 разных видов платежей и сборов. В целом по стране эти издержки могут достигать четырех-пяти триллионов рублей в год. По данным Минфина РФ, сегодня действует 167 различных неналоговых платежей. Причем из них только 81 сбор пополняет федеральный бюджет. А большая часть (86) - это перечисления средств специализированным организациям, добровольные и страховые платежи, сборы в рамках обязательного контроля. По сути, предприниматели платят деньги другим коммерческим структурам.
Ненужные сборы?
Тема неналоговых платежей обсуждалась на недавнем круглом столе в Общественной палате Вологодской области с участием представителей власти и бизнеса. По словам экспертов, дополнительная финансовая нагрузка становится серьезным препятствием для развития малого и среднего предпринимательства.
- Малый и средний бизнес имеют особое значение для Вологодской области: в нем трудоустроено более 200 тысяч человек - 38% от работоспособного населения.
И естественно, эта сфера требует постоянного внимания со стороны властей разного уровня, - считает заместитель председателя Общественной палаты области Ибадат Рзаев. - В условиях коронавируса и последовавшего затем невиданного санкционного давления федеральные и региональные власти приняли и продолжают принимать конкретные меры по поддержке малого и среднего предпринимательства. К сожалению, этого недостаточно. Налоговая нагрузка высокая, присутствуют различные неналоговые платежи, что не дает возможности бизнесу развиваться. Считаю, что важно менять экономическую политику и смотреть на малый бизнес не как на объект налогообложения, а как на крупного работодателя.
По мнению Ибадата Рзаева, необходимо снизить административные барьеры для бизнеса и защитить предпринимателей от ненужных сборов.
- По федеральному законодательству у субъектов МСП существует обязанность проводить специальную оценку условий труда, в том числе по неопасным видам деятельности, таким как офисные рабочие места, торговля, сфера услуг. Стоимость оценки доходит до нескольких тысяч рублей. При этом проводится на каждую позицию штатного расписания, даже если работники трудятся на одном рабочем месте посменно. Из-за отсутствия реальных факторов опасностей и, следовательно, понятных способов снижения рисков сегодня процедура выполняется формально, зачастую даже без выезда на место. По сути, для бизнеса это стало очередным обязательным неналоговым платежом, так как без оценки условий труда невозможно обойтись, а предоставляют ее только частные компании. Нужно полностью отменить у субъектов малого предпринимательства обязанность проводить специальную оценку условий труда. Особенно по неопасным видам деятельности, таким как офисные рабочие места, торговля, сфера услуг, - считает Екатерина Краснова.
В качестве других неналоговых сборов эксперты «ОПОРЫ» выделили маркировку, приводящую к серьезным издержкам для производителей и розничной торговли.
- Большой вопрос встает в связи с введением маркировки в сельской местности. Мелким магазинам проще перестать торговать совсем той номенклатурой, которая подлежит маркировке. Поскольку те суммы, которые требуется выделить на автоматизацию этого процесса (программное обеспечение, оборудование, работа программиста) не перекрываются теми доходами, которые получает предприниматель, торгуя в небольшом поселке, - говорит исполнительный директор регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ».
В числе других волнующих региональный бизнес проблем - тарифы на вывоз мусора (индивидуальные предприниматели платят за эту услугу дважды - как физлицо и как юрлицо), электроэнергию, тепло, высокие страховые взносы, необходимость регулярной замены электронной контрольной ленты онлайн-касс, даже если она не до конца заполнена и так далее.
- Эквайринг, который вынуждены платить предприниматели банкам, составляет сегодня от 1,5 до 2,5%. Мы предлагаем установить его уровень в 0,5%. Эти платежи вроде бы не видны, но каждый понемножечку старается «отщипнуть» у малого и среднего бизнеса, -
говорит Ибадат Рзаев.
При этом в нынешней экономической ситуации рост неналоговых платежей на 30 - 50% считается нормальным. Между тем эти издержки бизнес вынужден закладывать в конечную стоимость продукции, которую в конечном итоге оплачивает покупатель.
- Необходим единый реестр неналоговых платежей, а также четкое понимание, куда идут средства, которые платит бизнес. И если платеж не включен в реестр - значит и платить его необязательно. Кроме этого, нужно тщательно продумать механизм инвентаризации и контроля за ростом неналоговых платежей. С этими предложениями нужно работать на уровне Государственной Думы и Правительства России, - резюмирует Екатерина Краснова.
Свои предложения участники круглого стола направили на имя губернатора области, а также в Общественную палату России для того, чтобы сдвинуть решение вопроса неналоговых сборов на федеральном уровне.
Комментарии
Светлана Куликова, уполномоченный по защите прав предпринимателей Вологодской области:
- В одном из районов предприниматели уже сказали мне о том, что они не будут торговать велосипедными шинами после введения маркировки. Им просто станет невыгодно продавать этот товар. И от этого ухудшается качество услуг, предоставляемых населению. Конечно, те же шины можно заказать через Интернет, но на их доставку потребуется время. Проткнул колесо, и куда бежать? Кроме того, нужно проанализировать, насколько за последние пять лет выросли неналоговые платежи. Если в прошлом году какая-то услуга стоила 50 рублей, а сейчас - уже 500 рублей, то это повод задуматься. И в этом вопросе необходимо провести ревизию. В этом случае у бизнеса остается меньше средств на развитие, для модернизации производства, перехода в новый формат. Нужно, чтобы не только бизнес, но и региональные власти обозначали эту проблему и выносили ее на федеральный уровень.
Владислав Зворыкин, председатель регионального отделения «Деловой России», депутат ЗСО:
- С одной стороны, неналоговые платежи не учитываются государством, поскольку не являются налогообложением. Но в то же время для бизнеса - это обязательные финансовые затраты, которые для отдельных направлений малого бизнеса равноценны или даже могут превышать налоговую нагрузку. Но если ты не оплачиваешь эти навязанные услуги, то, соответственно, нарушаешь закон со всеми вытекающими последствиями. Тематика неналоговых сборов абсолютно актуальная.
При этом мы видим, что количество этих платежей планомерно увеличивается. Для бизнеса было бы неплохо понимать обоснованность тарифов. Кроме того, я считаю, что такие взимания должны идти в бюджет, а не на создание чьего-то бизнеса. Это позволит повысить наполняемость казны, сделает эти операции прозрачнее, и самое главное - будет подлежать тарифному регулированию. Позиция бизнеса и регионов в этом направлении крайне важна. Но сами решения должны быть приняты на федеральном уровне.
Комментарии (0)