Юные вологжане рассказали о Великой Победе

XXI Малые Димитриевские чтения были посвящены теме «Я расскажу вам о Победе. К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне». В этом году чтения прошли в заочной форме: участники размещали работы в группе в социальной сети «ВКонтакте». Поступило 206 заявок из 20 городов и районов области. 

Воевали с Богом в сердце

В нынешнем году духовно-просветительскому центру «Северная Фиваида» исполняется 20 лет. Малые Димитриевские чтения прошли в 21-й раз, и все это время в их организации участвовала Надежда Тихомирова, основатель «Северной Фиваиды». 
Организаторы предложили школьникам несколько направлений, одно из них - «Служение Отечеству как семейная ценность».
Война - время необычайного напряжения всех сил народа. Великую Победу Красной Армии принесли боевой дух солдат, их патриотический настрой. Только ли советской пропаганды это заслуга? Наверное, нет. Традиционные ценности, сформированные прежде всего православием, по-прежнему были дороги гражданам страны несмотря на то, что СССР был официально объявлен страной атеистической, в которой любая религия преследовалась. Это показывают работы вологодских школьников.
Анастасия Николаева, воспитанница Вологодского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 1, подготовила доклад на тему «Православная вера как одно из слагаемых  Победы в Великой Отечественной войне». 
В годы войны в Вологодской епархии, как и по всей стране, не единожды совершался сбор средств на патриотические цели. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Вологодской области И. М. Игнатов указывал в отчете за 1944 год общую сумму - 2 609 255 рублей 67 копеек. И это при том, что, как говорится в отчете, «в Вологодской области на 1943 год были всего только две действующие церкви, и только с прошлого года стали функционировать еще две». Игнатов уточняет: «Были случаи (Череповецкий район), когда после призыва священника выступали сами верующие с призывом ничего не жалеть в помощь Красной Армии, с такой доблестью громящей ненавистного врага». 
Председателя общины церкви Иоакима и Анны в селе Носовском Надежду Николаевну Петровскую за организацию пожертвований для фронта поблагодарил телеграммой Сталин. Было за что: из общего епархиального сбора в фонд обороны доля прихожан и духовенства храма в Носовском составила 1,8 миллиона рублей. Надежда Петровская была насельницей Парфенова монастыря до закрытия обители.
После 1943 года, пишет Анастасия, по всей стране верующие стали обращаться с просьбами об открытии храмов: «Еще в начале 1944 года И. М. Игнатов отмечал активизацию верующих, особенно по районам: Череповецкому, Кирилловскому, Великоустюгскому, Устюженскому и Грязовецкому. Отсюда поступало наибольшее количество заявлений об открытии церквей. Хотя эти просьбы и оставались без положительного ответа, можно с уверенностью утверждать, что церковная жизнь в годы войны возрождалась в душах, сердцах верующих». 
Анастасия приводит воспоминания своего научного руководителя Галины Анатольевны Канавиной: «Ее дед Павел Савельевич Савичев служил в саперных войсках, и он не раз говорил, что воевали с Богом в сердце; перед боем или военной операцией многие солдаты обращались к Господу за благословением, а после - с благодарностью». 
Не угасла в народе вера и после войны, считает А. Николаева. Она рассказывает об отце Г. А. Канавиной Анатолии Павловиче Савичеве, который уже после Великой Отечественной служил пять лет в Германии. Провожая сына в армию, Анна Ивановна Савичева благословила его и вручила молитву, написанную собственноручно на листочке, свернутом вчетверо. «Анатолий Павлович берег молитву, вернувшись домой, возвратил матери с благодарностью истершуюся бумагу, - пишет Анастасия. - Вот так крепко жила в то время вера в Бога, помогавшая жить, выстоять, сохранить в себе человека, не очерстветь душой, выжить».

Иконка преподобного Серафима

Шестиклассник вологодской средней школы № 8 Саша Осокин прислал на Малые Димитриевские чтения рассказ о своем прапрадедушке - железнодорожнике Василии Афанасьевиче Романове.
«Работая машинистом на поездах, Василий Афанасьевич занимался перевозкой грузов для фронта, раненых бойцов в госпиталь и не раз попадал под обстрел врага, - с волнением пишет Саша. - Так как мой прапрадед работал машинистом, то все его выезды были засекречены, и работник узнавал о том, куда он отправится, только тогда, когда получал маршрутный лист. Каждая поездка машиниста могла стать последней. Составы, которые водил Василий Афанасьевич, доставляли вооружение и боеприпасы к линии фронта. Часто поезда попадали под обстрел вражеской армии и подвергались бомбовым атакам».
Семья Василия Романова бережно хранит иконку преподобного Серафима Саровского, которая осталась в память о тяжких военных годах. «Мой прапрадед брал с собой в дорогу икону Серафима Саровского и верил всегда, что именно молитвы преподобного Серафима уберегли его от смерти в войну. Иконка со временем заметно истрепалась. Однако мы ее очень ценим и бережем», - заканчивает Саша рассказ о семейной реликвии.
Маленький образок преподобного Серафима, к которому молитвенно обращались многие поколения русских православных людей, хранится потомками героя-железнодорожника Василия Романова рядом с высокими наградами, которых Василий Афанасьевич был удостоен. «За свой труд в годы войны Василий Афанасьевич был награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени», - гордится прадедом Саша Осокин.
Андрей САЛЬНИКОВ
Православие К 75-летию Победы XXI Малые Димитриевские чтения

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: